Периоды психического развития детей в ходе становления возрастной психологии как науки выделялись на основе разного рода критериев. Некоторые периодизации были признаны неактуальными, другие же психология развития использует и в настоящее время.
Типы периодизаций
Периодизации психического развития ребёнка появились в то время, когда концепция непрерывного развития, то есть отсутствия конкретных границ между периодами, была отвергнута как несостоятельная. Среди приверженцев позиции дискретного развития существовало много различных теорий. В соответствии с классификацией Л.С. Выготского, все существующие периодизации можно разделить на несколько больших групп:
- Построенные на основе внешних критериев.
Сюда входит периодизация Блонского, за основу которой был взят фактор смены зубов; периодизация Заззо, соотносящая этапы развития ребёнка с существующими системами воспитания, а также другие аналогичные периодизации.
- Произвольно выбранный внутренний критерий.
Самая известная концепция данной категории — периодизация Фрейда, за основу которой взяты этапы полового созревания. А вот Колберг выделял уровни развития в соответствии с моральным становлением личности ребёнка.
- Существенные критерии и признаки.
Ярким примером служит возрастная периодизация Слободчикова, выстроенная на основе самосознания человека, а также теория Дистервега, который выделял этапы развития в соответствии с господством ощущения, памяти или разума.
Актуальная возрастная периодизация
Периоды психического развития детей, которые сегодня считаются общепринятыми — это младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый период и старшая школа. Данная периодизация была предложена Д. Б. Элькониным, который исходил из разработок Выготского и Леонтьева, касающихся ведущего типа деятельности для каждого обозначенного возраста.
Для понимания периодизации Эльконина важно также учитывать понятие новообразований — процессов и явлений, впервые возникающих на определенном этапе развития и принимающих непосредственное участие в дальнейшем формировании личности и интеллекта.
Психологическое развитие детей зависит от их возраста, однако не всегда хронологический (то есть фактический) возраст совпадает с психологическим. Психологический возраст может как соответствовать хронологическому, так и опережать его или, наоборот, запаздывать. Определить психологический возраст можно по появлению соответствующих возрастному периоду новообразований, вновь возникших процессов.