Еще вчера, казалось бы, ваш ребёнок впервые делал робкие шаги и учился говорить, а сегодня вдруг уже пора готовить его в школу. Дети растут стремительно, каждый день удивляя взрослых своими открытиями. Но переломным в судьбе семьи может стать именно тот день, когда малыш отправляется первый раз в первый класс.
Для ребёнка происходит полная смена образа жизни, круга общения и даже режима дня. И часто к этому оказываются неготовыми не только сам первоклассник, но и его родители. Однажды они с удивлением обнаруживают, что утренние сборы в школу превращаются в мучение, а их послушный малыш стал капризным и нервным. Более того, выход из дома часто затягивается из-за горьких слез или даже жалоб на плохое самочувствие (например, на боли в животе).
Рекомендации для родителей в такой ситуации самые простые — прислушайтесь к своему ребёнку. Вполне возможно, что все это не притворство. Причина медленных сборов, слез и даже проблем с желудком кроется в постоянном стрессе из-за смены образа жизни и круга общения. Задача взрослых — помочь сыну или дочке адаптироваться к новым условиям.
Узнайте о проблемах своих детей
При нормальном развитии ситуации первоклассник адаптируется к новой для него обстановке достаточно быстро. Чтобы почувствовать себя уверенно и комфортно, ему достаточно несколько недель. Родителям надо быть особенно внимательными в этот период. Если он затягивается, то это уже повод для тревоги.
Главная задача для взрослых на этом этапе — выяснить, почему первоклассник не хочет идти в школу? Почему время идет, а ваш ребёнок так и не привык к переменам в своей жизни? Причины могут быть самыми разными, в том числе не представляющими никакой опасности. Например, вашему малышу может быть просто скучно на уроках, поскольку учитель рассказывает о том, что он ранее уже узнал в детском саду или дома.
Гораздо хуже ситуация, когда вашего ребёнка по какой-то причине обижают другие дети. Чтобы выяснить это, надо терпеливо расспросить его, и, возможно, придется прибегнуть к некоторым уловкам.
Можно, например, разыграть небольшое представление с любимыми игрушками. Спросить, хочет ли дочка, чтобы кукла Маша пошла вместе с ней в школу? И в зависимости от ответа, поинтересоваться — почему именно так? И выяснится, что дочь хотела бы посещать школу вместе с Машей, потому что с ней никто в классе не разговаривает, и она чувствует себя одинокой.
Профессиональные психологи могут предложить немало подходящих рекомендаций для родителей в подобной ситуации. Но в первую очередь надо побеседовать с учителем. Он может дополнить рассказ ребёнка, уточнить какие-то детали, предложить линию поведения и для взрослых, и для первоклассника. В любом случае, верно определить проблему — это уже первый шаг к ее решению.
Что следует сделать родителям в первую очередь
Общение с учителем необходимо и для того, чтобы наладить его связь с ребёнком. Для детей, так резко поменявших образ жизни, достаточно тесное общение с взрослым человеком — это возможность чувствовать себя в безопасности, когда он находится вне семьи. В детском дошкольном учреждении за малыша все решали именно взрослые, воспитатели и нянечки. В школе же первоклассник получает первые уроки самостоятельности.
А потому рекомендации психологов для родителей в первую очередь направлены именно на установлении доверительных контактов с педагогом. Только он сможет создать такую атмосферу, что ребёнок полюбит школу, своих одноклассников, новый круг общения и потянется к знаниям.
Если детям скучно на уроках, поскольку они опережают по уровню знаний своих одноклассников, то педагог сможет предложить им специальные задания и все же заинтересовать учебой.
Другая ситуация, когда ребёнок, напротив, не успевает за остальным классом, не может сосредоточиться, плохо воспринимает уроки на слух. Опытный педагог, определив это во взаимодействии с родителями первоклассника, сможет уделить ему особое внимание, пока малыш не привыкнет к обстановке.
Главное — не стесняться обсуждать с преподавателем возникшие проблемы. Таковы рекомендации для родителей, которые дают детские психологи. Взаимодействие с учителем в итоге поможет наладить и общение ребёнка с одноклассниками, если с этим первоначально были проблемы. Обсудите с педагогом, есть ли у него друзья, круг общения, проявления симпатии.
Выяснив это, можно договориться с другими родителями о проведении совместных праздников, походов в кино или парк. Дети лучше сблизятся, если проведут вместе не только уроки в школе, но и выходные — побегают на спортивной площадке, поедят пиццу. В итоге адаптация к школе пройдет легче в кругу друзей.
Основные рекомендации для родителей
Существуют достаточно простые и доступные для каждого родителя правила. Они облегчат адаптацию малыша к школе, помогут снизить стресс и создадут предпосылки для успешного обучения в будущем.
Правило 1. Не прерывайте связь с ребёнком, даже когда он находится в школе. Родители всегда должны быть доступны для звонка. Подбодрите дочку или сына СМС-кой со словами любви и одобрения. Сделайте заламинированную фотографию всей семьи и положите в детский рюкзачок.
Правило 2. Развейте страхи ребёнка. Маленькие дети, едва покинувшие детсад, часто подвержены иррациональным страхам, которые взрослым могут показаться смешными. Отправляясь в одиночестве в школу, они опасаются, например, что больше никогда не увидят маму, или папа умрет, пока они учатся. Воспринимайте эти страхи всерьез. Никогда не смейтесь над ними. Почаще разговаривайте с ребёнком и убеждайте, что думаете о нем даже тогда, когда он далеко, за партой в школьном классе.
Правило 3. Не игнорируйте малыша. Обнимите перед сном и прощаясь перед уходом на работу. Расспросите о школе и других новостях.
Правило 4. По возможности провожайте ребёнка до школы и встречайте его после занятий. При этом важно приходить заранее, до окончания занятий. Если дети знают, что их должны встречать, но при выходе из школы не видят маму или папу, то страхи только усиливаются. Так что не опаздывайте.
Правило 5. Разработайте спокойный режим дня. Иногда для того, чтобы справиться с детскими страхами, достаточно просто упорядочить режим маленького ученика. В этом случае легче вставать по утрам, снижается стресс, проще подготовка к занятиям.