Почему нельзя стыдить ребенка?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ребёнок с рождения сталкивается с разными чувствами — гневом и болью, радостью и грустью, страхом и разочарованием. Чаще всего родители признают и поощряют выражение у детей положительных чувств и негативно относятся к отрицательным. Так, мать или отец могут требовать, чтобы ребёнок немедленно прекратил злиться или кричать, не смел требовать что-то публично или выражать агрессию. Обычно после таких методов воздействия дети привыкают держать в себе чувства, которые считаются социально неприемлемыми — они «прячут» их, «прикрывают» другими, делают вид, что их нет.

Кроме этого, существуют чувства, переживание которых призвано, по мнению многих родителей, воспитать в ребёнке появление таких качеств характера, как послушание, покорность, вежливость, самостоятельность и других. Одно из таких чувств это стыд. Когда взрослые взывают к нему в личности ребёнка, они искренне считают, что, пережив его, застыдившись своего поступка или мыслей, он тут же исправится, и никогда в жизни больше не будет шалить, мусорить, ругаться, плакать, драться и так и далее.

Родителей, которые верят в это, ждет глубокое разочарование. Если бы это было на самом деле так, то вызывание в ребёнке стыда стало бы единственным и самым действенным методом воспитания у педагогов и родителей.

Стыд, переживаемый ребёнком, приводит не к «исправлению» его характера, а к появлению таких комплексов, исправить последствия которых порой можно лишь длительным и болезненным путем на приеме у психолога.

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Что чувство стыда формирует у ребёнка?

Что чувство стыда формирует у ребёнка?

О том, что переживание стыда разрушает детскую психику, не свидетельствуют разовые или редкие случаи, когда родители взывают к этому чувству, пытаясь воздействовать на маленького хулигана или драчуна.

Ребёнок подвергается его разрушительному влиянию в случаях, когда он живет с этим чувством постоянно. Повысил голос — стыдно, проспал — стыдно, забыл физкультурную форму — стыдно, поссорился с сестрой — стыдно, не вымыл посуду — тоже стыдно. Когда родители обращаются к этому чувству постоянно, не зависимо от того, что сделал ребёнок, стыдят его за каждый проступок, то это чувство приобретает гипертрофированную форму, ребёнок не просто болезненно переживает стыд — он начинает в нем жить.

Ребёнок, которому всегда за себя стыдно, растет с низкой самооценкой, не уверен в себе, имеет плохой контакт со своими чувствами, не знает, что хочет.

Позже, когда он повзрослеет, то может столкнуться с такими трудностями, как невозможность отстоять себя и свое мнение, говорить «нет», перестать позволять пользоваться собой и манипулировать. Кроме того, человеку, который долгое время жил в стыде, сложно делать выбор, принимать решение. Во взрослой жизни он все время пытается избегать ситуаций, которые могут вызвать чувство стыда, как в детстве, поэтому такие люди патологически боятся ошибиться, выглядеть смешными или не правыми. Они всегда стремятся к придуманному совершенному образу себя, и предпочитают вовсе отказываться от деятельности или инициативы, если имеют хоть тень сомнения в том, что их ожидает успех. С такими людьми трудно жить и общаться, равно как им трудно с самими собой.

Дети перестают быть активными

Одно из разрушительных последствий чувства стыда — это отказ детей от активности. Родителям, прежде чем употреблять фразу «как тебе не стыдно», особенно, если они уже привыкли это делать, стоит задуматься над тем, как она вообще связана с детским поведением. Это происходит в случае, когда мать или отец стыдят ребёнка за последствия, которые произошли после того, как он предпринимал какие-либо действия. Например, он мог лазать по забору во время прогулки и разорвать штаны. Или случайно испортил одежду, когда пытался снять котенка с дерева.

Мать и отец стыдят за испорченные вещи, а дети слышат это как «стыдно быть активным, любознательным и бесстрашным», «стыдно испытывать новые ощущения от открытия мира», «стыдно проявлять инициативу, доброту и смелость».

Если после подобных ситуаций, родителям удастся убедить ребёнка в том, что он совершил очень плохой поступок и «застыдить» его с ног до головы, то в скором времени он совсем откажется от желания узнавать новое, изучать то, что ему могло быть интересно, участвовать в коллективных мероприятиях, ставить и достигать цели.

У ребёнка снижается самооценка

Дети, которые долгое время «жили в стыде» почти всегда имеют низкую самооценку. Они могут быть либо очень напряжены и встревожены, либо имеют активную, нарциссическую часть личности, когда чувство стыда является непереносимым. В последнем случае ребёнок становится высокомерным и бесчувственным, ему сложно находить друзей и устанавливать близкие отношения. И в том и другом случае речь идет о сформированной низкой самооценке.

Дети «закрываются» от родителей

Дети «закрываются» от родителей

Отсутствие доверия в семье — еще один результат «взращивания» в ребёнке чувства стыда. Когда общение между ребёнком и родителями часто сводится к тому, что младшему становится стыдно — за себя, свои поступки, мысли, внешность и так далее — это заставляет его выстраивать защиты психики, чтобы хоть как-то сохранить самооценку и чувствовать, что с ним все в порядке.

Так дети учатся не показывать взрослым положительные и отрицательные эмоции, привыкают скрывать от них все, что происходит у них в жизни.

Позвольте детям выражать чувства и эмоции

Что же делать родителям, которые желают воспитать в детях положительные качества характера и полезные привычки, не прибегая при этом к вызыванию в них чувства стыда?

  1. Нужно понять, что стыд не формирует самостоятельность, ответственность, послушание и желание слушаться родителей.
  2. Дайте понять ребёнку то, что все его эмоции имеют право на существование — чувство злости и раздражения, обиды и страха являются нормальными и имеют под собой причину.
  3. Научите ребёнка выражать эмоции правильно, не стыдя за поведение или мысли, которые не являются правильными.
  4. Позвольте ребёнку выразить чувства (поплакать, покричать, позлиться) и затем спросите: «Когда ты так делаешь, что ты хочешь?». Когда дети видят, что их понимают и принимают, они не сопротивляются требованиям взрослых, чаще и легче слушаются их, стараются вести себя лучше, чтобы заслужить похвалу.

Воспитательный процесс может легко состояться без разрушительного чувства стыда, чтобы убедиться в этом, достаточно начать практиковать другие, полезные методы общения с детьми — слушать, понимать, общаться, доверять и поддерживать.

Читайте также

Чем может помочь ребенку детский психолог?
Часто родители задаются вопросом: чем психолог может помочь ребенку, и в каких случаях к нему нужно обращаться? Данная статья раскроет ответы на эти вопросы.
Причины агрессии и нервозности у детей
Почему дети могут проявлять нервозность, тревожность и агрессию?
Кризис возраста у ребенка: тактика родителей
Ближе к трем годам у детей появляются проблемы с поведением, и воспитание ребенка требует определенных изменений.
Как не срываться на ребенке?
Почему родители «срывают» злость и раздражение на детях? Как перестать это делать?
Как правильно ругать и наказывать детей?
Ругать и наказывать ребенка умеет каждый. Как правильно делать это?
Детское творчество: что расскажет рисунок о ребенке
Творчество помогает ребенку выразить свое представление об окружающем мире и впечатления от происходящих событий.
Опубликовано 05.01.2018 12:14, обновлено 17.04.2020 18:39
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Чем опасна вагинальная атрофия: не только сухость и боль

Сухость, боль, частые инфекции и ухудшение самочувствия: почему развивается атрофия стенок влагалища и как её лечат?

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?