Ребёнок с рождения сталкивается с разными чувствами — гневом и болью, радостью и грустью, страхом и разочарованием. Чаще всего родители признают и поощряют выражение у детей положительных чувств и негативно относятся к отрицательным. Так, мать или отец могут требовать, чтобы ребёнок немедленно прекратил злиться или кричать, не смел требовать что-то публично или выражать агрессию. Обычно после таких методов воздействия дети привыкают держать в себе чувства, которые считаются социально неприемлемыми — они «прячут» их, «прикрывают» другими, делают вид, что их нет.
Кроме этого, существуют чувства, переживание которых призвано, по мнению многих родителей, воспитать в ребёнке появление таких качеств характера, как послушание, покорность, вежливость, самостоятельность и других. Одно из таких чувств это стыд. Когда взрослые взывают к нему в личности ребёнка, они искренне считают, что, пережив его, застыдившись своего поступка или мыслей, он тут же исправится, и никогда в жизни больше не будет шалить, мусорить, ругаться, плакать, драться и так и далее.
Родителей, которые верят в это, ждет глубокое разочарование. Если бы это было на самом деле так, то вызывание в ребёнке стыда стало бы единственным и самым действенным методом воспитания у педагогов и родителей.
Стыд, переживаемый ребёнком, приводит не к «исправлению» его характера, а к появлению таких комплексов, исправить последствия которых порой можно лишь длительным и болезненным путем на приеме у психолога.
Что чувство стыда формирует у ребёнка?
О том, что переживание стыда разрушает детскую психику, не свидетельствуют разовые или редкие случаи, когда родители взывают к этому чувству, пытаясь воздействовать на маленького хулигана или драчуна.
Ребёнок подвергается его разрушительному влиянию в случаях, когда он живет с этим чувством постоянно. Повысил голос — стыдно, проспал — стыдно, забыл физкультурную форму — стыдно, поссорился с сестрой — стыдно, не вымыл посуду — тоже стыдно. Когда родители обращаются к этому чувству постоянно, не зависимо от того, что сделал ребёнок, стыдят его за каждый проступок, то это чувство приобретает гипертрофированную форму, ребёнок не просто болезненно переживает стыд — он начинает в нем жить.
Ребёнок, которому всегда за себя стыдно, растет с низкой самооценкой, не уверен в себе, имеет плохой контакт со своими чувствами, не знает, что хочет.
Позже, когда он повзрослеет, то может столкнуться с такими трудностями, как невозможность отстоять себя и свое мнение, говорить «нет», перестать позволять пользоваться собой и манипулировать. Кроме того, человеку, который долгое время жил в стыде, сложно делать выбор, принимать решение. Во взрослой жизни он все время пытается избегать ситуаций, которые могут вызвать чувство стыда, как в детстве, поэтому такие люди патологически боятся ошибиться, выглядеть смешными или не правыми. Они всегда стремятся к придуманному совершенному образу себя, и предпочитают вовсе отказываться от деятельности или инициативы, если имеют хоть тень сомнения в том, что их ожидает успех. С такими людьми трудно жить и общаться, равно как им трудно с самими собой.
Дети перестают быть активными
Одно из разрушительных последствий чувства стыда — это отказ детей от активности. Родителям, прежде чем употреблять фразу «как тебе не стыдно», особенно, если они уже привыкли это делать, стоит задуматься над тем, как она вообще связана с детским поведением. Это происходит в случае, когда мать или отец стыдят ребёнка за последствия, которые произошли после того, как он предпринимал какие-либо действия. Например, он мог лазать по забору во время прогулки и разорвать штаны. Или случайно испортил одежду, когда пытался снять котенка с дерева.
Мать и отец стыдят за испорченные вещи, а дети слышат это как «стыдно быть активным, любознательным и бесстрашным», «стыдно испытывать новые ощущения от открытия мира», «стыдно проявлять инициативу, доброту и смелость».
Если после подобных ситуаций, родителям удастся убедить ребёнка в том, что он совершил очень плохой поступок и «застыдить» его с ног до головы, то в скором времени он совсем откажется от желания узнавать новое, изучать то, что ему могло быть интересно, участвовать в коллективных мероприятиях, ставить и достигать цели.
У ребёнка снижается самооценка
Дети, которые долгое время «жили в стыде» почти всегда имеют низкую самооценку. Они могут быть либо очень напряжены и встревожены, либо имеют активную, нарциссическую часть личности, когда чувство стыда является непереносимым. В последнем случае ребёнок становится высокомерным и бесчувственным, ему сложно находить друзей и устанавливать близкие отношения. И в том и другом случае речь идет о сформированной низкой самооценке.
Дети «закрываются» от родителей
Отсутствие доверия в семье — еще один результат «взращивания» в ребёнке чувства стыда. Когда общение между ребёнком и родителями часто сводится к тому, что младшему становится стыдно — за себя, свои поступки, мысли, внешность и так далее — это заставляет его выстраивать защиты психики, чтобы хоть как-то сохранить самооценку и чувствовать, что с ним все в порядке.
Так дети учатся не показывать взрослым положительные и отрицательные эмоции, привыкают скрывать от них все, что происходит у них в жизни.
Позвольте детям выражать чувства и эмоции
Что же делать родителям, которые желают воспитать в детях положительные качества характера и полезные привычки, не прибегая при этом к вызыванию в них чувства стыда?
- Нужно понять, что стыд не формирует самостоятельность, ответственность, послушание и желание слушаться родителей.
- Дайте понять ребёнку то, что все его эмоции имеют право на существование — чувство злости и раздражения, обиды и страха являются нормальными и имеют под собой причину.
- Научите ребёнка выражать эмоции правильно, не стыдя за поведение или мысли, которые не являются правильными.
- Позвольте ребёнку выразить чувства (поплакать, покричать, позлиться) и затем спросите: «Когда ты так делаешь, что ты хочешь?». Когда дети видят, что их понимают и принимают, они не сопротивляются требованиям взрослых, чаще и легче слушаются их, стараются вести себя лучше, чтобы заслужить похвалу.
Воспитательный процесс может легко состояться без разрушительного чувства стыда, чтобы убедиться в этом, достаточно начать практиковать другие, полезные методы общения с детьми — слушать, понимать, общаться, доверять и поддерживать.