Две крошечные ножки прочно стоят на металлической платформе наверху, и вы наблюдаете, как маленькие решительные руки тянутся к этому турнику, который просто недосягаем. Он не удержится, думаете вы про себя, сценарий быстро прокручивается в вашей голове. Он упадет. Он будет плакать. Взяла ли я пластырь! И прежде чем вы успеваете даже закончить гипотетическую сюжетную линию, с губ срывается знакомое предупреждение: «осторожно!»
Глядя теперь на маму, а не на заманчивый турник, малыш быстро выбирает между риском и вознаграждением и, получив предупреждение об опасности, решает спуститься вниз. Сценария травмы удалось избежать, но малыш также чувствует себя немного менее уверенно и гораздо больше беспокоится о том, какие другие опасности скрываются на игровой площадке.
Такие предупреждения о смутной опасности каждый раз, когда наши уверенные в себе малыши сталкиваются с риском, очень мало помогают им в процессе расчета риска и преодоления страха. Заменив «будь осторожен» на более конкретные, целенаправленные фразы, вы можете побудить детей распознавать и оценивать опасность, а также прививать уверенность. И — что особенно важно — действительно предотвращать травмы и помогать им быть осторожнее. Что надо говорить?
Привычное предупреждение
Слово «осторожно» звучит так часто, что постепенно теряет большую часть своего значения и фактически становится белым шумом для детей.
Это понятно: родители ищут быстрый и простой способ предупредить своих малышей об опасности впереди, и иногда это необходимо. Не каждая рискованная ситуация допускает длинные объяснения или расспросы.
Но большинство игр и ситуаций часто кажутся более опасными, чем они есть на самом деле, и, рассматривая все риски как одинаково пугающие, родители непреднамеренно подавляют развитие своего ребёнка.
Кричать детям «осторожно» не имеет смысла. Это может заставить их остановиться, если они услышат ваш призыв, но это не поможет им понять, почему и как им нужно двигаться безопасно. Это недостаточно конкретное слово, и большинство детей либо а) испугаются и будут избегать всего рискованного, либо б) просто полностью проигнорируют вас и могут в конечном итоге причинить себе вред.
Родители инстинктивно желают оградить своих детей от любой опасности и дискомфорта, но этому желанию нельзя просто подчиняться. Распознавание рисков и управление ими — сложный процесс, который нельзя просто сузить до одной привычной фразы. Рассматривая рискованные игры как возможность для роста, а не как опасность, которую следует избегать, родители могут помочь своим малышам лучше распознавать реальную опасность и самостоятельно преодолевать ее.
Изменение родительского языка
Самый простой способ дать более полезные рекомендации ребёнку во время рискованной игры — изменить формат выражений с расплывчатого на конкретный. Когда родитель использует фразу «будь осторожен», она часто сопровождается множеством предположений. Это может означать «там может быть яма» или «эта палка острая!». Однако ребёнок этого не поймет и расфокусирует внимание. Так что важно подбирать нужные слова.
Используя язык, необходимый в конкретной ситуации, малыши могут реализовать свое естественное желание экспериментировать с окружающим миром, а родители могут присоединиться к ним, помогая им лучше понять безопасную игру.
По данным исследования ученых из Новой Зеландии, игровые площадки с элементами риска и вызова способностям ребёнка повышают его самооценку, уверенность в себе и тягу к общению с другими детьми.
Что и когда надо говорить?
Доктор Эллен Сандстер из Queen Maud University College of Early Childhood Education in Norway в своем исследовании рискованных игр у детей ясельного возраста выделила шесть областей рискованных игр и призвала родителей использовать особый язык, направленный на эти области:
Игра с высотой:
- Как ты планируешь спускаться?
- Ты чувствуешь себя там в безопасности?
- Не торопись.
- Держись руками крепко.
- Ставь ножки ровно (устойчиво).
Игра со скоростью:
- Давай найдем безопасное место для твоей палки, пока ты будешь бегать.
- Давай пойдем туда, где меньше людей».
- Не подъезжай близко к той куче кирпичей!
Игра с рискованными предметами:
- Палочкам нужно много места. Думаешь, у тебя достаточно места, чтобы размахивать этой большой палкой?
- Найди больше места для игры, пожалуйста!
- Прежде чем бросить этот камень, на что нужно обратить внимание? (открытое пространство)
- Этот камень выглядит очень тяжелым! Следи за своими пальцами!
Игра вблизи опасных элементов:
- Чувствуешь, какой скользкий лед? Нам надо идти медленно.
- Этот костер горячий — как будто он может обжечь даже на расстоянии. Давай отойдем, чтобы мы были в безопасности.
- Отодвиньте самокаты подальше друг от друга, чтобы вы случайно никого не задели.
Грубая, агрессивная игра:
- Убедись, что твой брат/сестра/папа хочет бороться, прежде чем нападать на него/нее.
- Спроси ее, все ли с ней в порядке, прежде чем мы снова начнем играть.
- Тебе понравилось? Ты должен сказать ей, если тебе это не нравится.
Игры с укрытием/на расстоянии:
- Если ты меня не увидишь, встречаемся на той большой горке.
- Если ты хочешь побегать, встретимся в конце дорожки.
- Давайте проверим этот туннель, чтобы убедиться, что это безопасное место, чтобы спрятаться.
Приберегая слово «осторожно» для тех моментов, когда это необходимо, и вместо этого используя фразы, которые направляют действия детей в определенных рискованных ситуациях, родители работают над укреплением уверенности в себе, повышением настойчивости и предоставлением малышам инструментов, необходимых им для самостоятельности. И — важно — действительно предупреждают травмы, так как в опасной ситуации малышу важнее четкие инструкции, а не расплывчатое «осторожно». Оставайтесь поблизости в качестве подстраховки, держите пластыри под рукой, и пусть приключение начинается.
Кстати, еще одно слово, которое лучше оставить для самых крайних случаев — это «нельзя». Эксперты советуют выбрать столько «нельзя», сколько лет ребёнку, и не говорить его в других ситуациях. А как же тогда ограничивать детей? Другими словами и действиями! Читайте об этом в статье «Как объяснить ребёнку, что такое «нельзя»?»