Когда ребёнок переходит из дошкольного возраста в школьный, для него наступает новый жизненный этап. Он наполнен открытиями и сложностями, школьник на этом пути сталкивается с новыми для себя вопросами, получает опыт — учебный и личный, у него формируются навыки общения, которые, если они будут усвоены, он сможет применить в дальнейшей жизни.
Возраст семи лет является кризисным. Родители, отпуская детей в мир учебной деятельности и общения, также встречаются с новыми трудностями и проблемами. Они заключаются в том, чтобы помочь ребёнку сформировать необходимую учебную мотивацию, не потерять интерес к окружающему миру, наладить контакт с педагогом и сверстниками. От того, как будут сформированы эти умения у ученика, зависят его дальнейшее успешное обучение и взаимодействие с социумом. Школа — третий по очередности социальный институт, после детского сада и семьи, поэтому взрослым важно проследить за тем, чтобы ребёнок без психологических травм и стрессов приспособился к нему и продолжил свой путь взросления.
Построить качественный контакт с педагогом — первым учителем — очень важно, потому что именно от него дети получают обратную связь о том, какие они: успешные, активные, добрые, злые, спокойные или непослушные?
Когда у ребёнка хорошие отношения с педагогом, учиться ему легко и приятно, он принят в классе, задания даются ему без особого труда, он не боится задавать вопросы и просить о помощи. Так он приобретает чувство уверенности в себе и хорошую самооценку.
Как выбрать первого учителя школьнику и почему важно это делать? На что нужно обратить внимание, общаясь с педагогом, который будет сопровождать ребёнка несколько лет до того, пока он не перейдет на следующую ступень взросления — среднюю школу? Ответы можно получить из этой статьи.
Кризис семи лет у ребёнка
Кризисы развития сопровождают людей на протяжении всей жизни. Один из них — кризис семи лет. В чем его отличия?
- Ребёнок прощается с дошкольным детством.
- Дети понимают, что мир гораздо больше и интересней, чем им казалось, когда они посещали детский сад.
- Отношения с родителями меняются — мать и отец выставляют новые требования.
- Интеллектуальная нагрузка на мозг и организм ученика продолжает расти — теперь он должен делать и успевать гораздо больше.
- Дети приучаются к более четкому распорядку дня.
- Границы дозволенного в семье и социуме сужаются.
Ребёнок приобретает новых друзей и знакомых в лице сверстников и педагогов, поэтому расширяется его арсенал способов общения и поведения.
- Активно формируется самооценка.
- Дети приучаются жить, следуя расписанию, у них формируется новое отношение к труду.
- Ребёнок взрослеет. Становится более самостоятельным и ответственным, начинает задавать «взрослые» вопросы.
- Учебная деятельность и общение со сверстниками постепенно охватывают собой все жизненное пространство, вытесняя детские игры и безоговорочную привязанность к родителям.
Учитель — проводник детей в новую жизнь
Важно, когда педагог является мудрым наставником, проводником в другой жизненный этап, поддерживающей и вселяющей уверенность фигурой. Тогда дети опираются на него, и кризис семи лет проходит для них не так трудно. Если учитель не отзывчив, скуп на похвалу и обратную связь, если ему все равно, почему волнуется ребёнок у доски и по какой причине он не выполнил домашнее задание, справиться со сложностями переходного возраста детям может быть нелегко.
Перед поступлением ребёнка в первый класс родителям желательно познакомиться с педагогом заранее, чтобы понять, насколько он близок к ученикам, как способен болеть и переживать за их детское развитие и состояние души, ведь первоклассник — это все равно очень маленький ребёнок, только что покинувший стены детского сада, самый младший ученик в школе. По этой причине внимание к ученикам первого класса должно быть максимальным и очень тщательным, для того чтобы каждый из них мог спокойно приспособиться к новой среде, начать хорошо учиться и верить в свои силы.
Учитель и родители
Важным является то, какие отношения складываются между педагогом и родителями. Если они относятся к ребёнку одинаково, выставляют одни и те же требования, понимают его потребности и индивидуальные черты характера — а у всех детей они отличаются друг от друга — то вероятность того, что ученик будет счастливо и спокойно учиться, возрастает.
Поэтому, прежде чем делать выбор в пользу одного из педагогов, родителям нужно узнать о нем следующее:
- Какую программу обучения он применяет к детям.
- Какой стиль общения с учениками у него присутствует.
- Как он хвалит и наказывает детей.
- Как относится к ссорам в классе или не выученным урокам.
- Ставит ли личность ребёнка на первое место, когда обучает грамоте или воспитывает.
Что нужно знать родителям об учителях?
Когда стиль общения в семье не совпадает с тем, что применяет в классе педагог, дети могут испытывать трудности во время обучения. Ребёнку в таком случае придется настраиваться на два полюса одновременно, его поведение в таком случае лишается стабильности — он может стать агрессивным, плаксивым, тревожным или замкнутым. Такая реакция учеников является справедливой, ведь сложно сделать что-то хорошо и с удовольствием, когда от тебя хотят разных вещей и тогда ты должен сделать так, чтобы порадовать и тех и других. Поэтому важно, чтобы родители знали о требованиях, которые выставляет учитель к ученикам и, если они солидарны с ним, обучающий процесс будет проходить благополучно.
Выбирая первого учителя для ребёнка, взрослые могут отталкиваться от своего характера и особенностей темперамента ученика. Застенчивым и молчаливым ребятам будет легче взаимодействовать с более мягким — понимающим и эмпатичным — нежели строгим педагогом. Детям активным и с лидерскими задатками подойдет такой же активный учитель, который будет стимулировать их на рост и развитие.
Родители могут задать себе вопрос «К чему привык мой ребёнок?», и тогда, следуя ответам, они поймут, с каким педагогом он будет чувствовать себя комфортно, легко и спокойно.
Когда отношения с учителем не складываются
Что делать, если между педагогом и родителями ребёнка есть разногласия? Следует установить причину и характер их появления. Понять, кого и что не устраивает в системе «учитель-ребёнок-родители». Поговорить откровенно и вежливо со всеми участниками конфликта. Если договориться напрямую не получается, то можно привлечь к решению вопроса директора школы, социального педагога или психолога. В любом случае взрослые должны сделать все, что в их силах, чтобы психика ребёнка осталась в сохранности и не пострадала.