Подростковый возраст и психология развития считаются сложным, кризисным, но одновременно и необходимым для дальнейшего личностного роста периодом. Именно поэтому родителям и педагогам важно понимать и учитывать специфику возраста, чтобы найти правильный подход к ребёнку, стать ему другом и поддержкой (что особенно актуально в случае так называемых «трудных подростков»).
Подростковый возраст: характеристики и особенности
Советский психолог Даниил Эльконин считал, что хронологические рамки подросткового возраста включают период с 12 до 17 лет. Также ученый делил этот период на два этапа.
- Первый этап, он же младший подростковый возраст, годы с 12 до 14 лет.
- Второй этап, он же ранняя юность, возраст с 15 до 17 лет.
Каждый этап характеризуется своими особенностями.
Так, для младшего подросткового возраста ведущей деятельностью является личностно-интимное общение, а для периода ранней юности свойственен акцент на учебно-профессиональной деятельности. Объединяющим становится тот фактор, что подростковый возраст в целом пора личностного самоопределения, время перехода к взрослой жизни, формирования собственной идентичности и целостного Я-образа (системы представлений о себе).
Постепенно меняется самовосприятие и отношение к окружающему миру, активно развиваются процессы самоопределения и самопознания, тинейджер начинает ощущать себя взрослым.
За специфику подросткового возраста и психологии развития отвечают три важные сферы психики: половая, когнитивная и социальная.
- Половая сфера связана с физиологическим созреванием: отмечается интерес к противоположному полу, идет процесс половой идентификации, развитие полоролевого поведения.
- Когнитивная сфера характеризуется формированием способности детей к абстрактному и формальному мышлению.
- Социальная сфера закладывает основы будущего поведения подростка во взрослой жизни.
Психология развития тинейджеров
Психология развития подростка опирается на его сложный внутренний мир и образ «Я». Ребёнок начинает понимать свою неповторимость, индивидуальность, выстраивает отношение к себе, которое варьируется от презрения, ненависти до любви и уважения.
Субъективные переживания на этом этапе очень сильны, на первый план выходят рефлексия, самоанализ, формирование личности. Представления о себе очень нестабильны, постоянно изменяются, что выражается в чувствительности подростков к чужим действиям или высказываниям. Порой случайно оброненные слова могут кардинально изменить самосознание подростка, повлиять на его поведение и отношение к другим.
На этом этапе формируется самооценка ребёнка, которая включает понимание подростком себя, своих умственных и физических способностей, духовно-нравственных ценностей. Очень важно в такой период помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и научить адекватно оценивать возможности, анализировать свои и чужие поступки.
Чем больше подросток анализирует себя, тем лучше понимает, тем выше уровень развития Я-образа. Адекватное формирование Я-образа, в свою очередь, гарантирует гармоничное развитие личности подростка.