23.03.2017 4351

5 шагов профессионального самоопределения для подростка

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Профессиональное самоопределение — непростой шаг в любом возрасте. При выборе будущей профессии, казалось бы, надо учитывать в первую очередь личные предпочтения. Однако в нашем мире, где существует более 50 тысяч базовых профессий на любой вкус, почти 90% людей страдают от отсутствия самореализации, в основном в профессиональной сфере. Как же такое возможно при существующем институте профориентации для школьников и взрослых, при наличии множества психологических тестов, учебных заведений всех уровней, возможности получать образование очно, заочно, уезжать за знаниями за границу? Разбираемся в сути профессионального самоопределения в подростковом возрасте, его целях и классических ошибках, совершаемых как детьми, так и их родителями.

Методы профориентации

Методы профориентации

Как и при любой диагностике — медицинской ли, технической, профессиональное ориентирование использует несколько базовых методов. Наиболее распространено тестирование, причем для подростков обычно предлагаются групповые методы: раздали в классе опросник, в лучшем случае провели полдня в центре профориентации молодежи, занимаясь «деловыми играми» и отвечая на вопросы «Кем ты хочешь стать?». Надо ли говорить, что к подобным методикам не стоит относиться, как к определяющим действительное направление личности? Заполнение наиболее популярного теста ДДО (дифференциально-диагностический опросник) Е. А. Климова, например, занимает 5-7 минут. На его основании подростку выдаются рекомендации типа профессии, наиболее подходящего личностным характеристикам: человек-природа, человек-человек, человек-художественный образ, человек-техника, человек-знак. В течение нескольких минут фактически предлагается решить вопрос о будущем школьника, даже гадание у цыганок занимает больше времени.

Более того, основная направленность в этом возрастном периоде — социальная, практически все тинейджеры тем или иным способом стремятся к общению, а значит, тип «человек-человек» будет превалировать у большинства тестируемых.

Второй метод — консультация у специалиста по профориентации, очная или заочная, на основе пакета тестов. Это уже более углубленное изучение личностных предпочтений, склонностей, возможностей развития. Однако в «сухом остатке» подросток получает набор профессий, несколько более суженный, по сравнению с одним-двумя тестами, но не более. Набор будет достаточно сильно зависеть от настроения, с которым человек заполняет тесты, недавних значимых событий в жизни («я поссорился с друзьями и теперь вообще с людьми в будущем иметь дела не хочу, хочу стать ветеринаром»).

Не стоит также забывать, что у специалистов в «потоковых» центрах профориентации могут существовать и личные предубеждения на некоторый вид профессий, и мнение о наиболее выгодных вариантах карьеры, да и, в конце концов, есть и «госзаказ» на некоторые типы образования и рабочих мест. Последнее, впрочем, чаще относится к профориентации во взрослом возрасте.

Индивидуальное консультирование, особенно длительное, как лонгитюдное исследование, со сбором семейного анамнеза, успехов в школе, обсуждения хобби и того, как здорово было учить малышню в летнем лагере делать воздушных змеев, конечно, лучший вариант. Тут можно выяснить, является ли любовь к математике склонностью к предмету или же влиянием личности преподавателя, нет ли давления со стороны родителей, явного или скрытого (как в семьях, где профессия врача, к примеру, передается из поколения в поколение), погони за модой, следования за друзьями или ориентации на кумира.

Такой тип профориентации оптимален. Он позволяет разобраться в том, что человек знает о себе, а не узнать то, какое мнение, транслируемое ему окружающими, он сформировал и закрепил. Но это, во-первых, платная услуга, во-вторых, доступная далеко не во всех городах, не говоря уже о сельской местности. И, в-третьих, люди растут и меняются, поэтому и такой результат тестирования в будущем может оказаться ошибочным.

Что делать?

Выбор профессии — он на всю жизнь?

Выбор профессии — он на всю жизнь?

Для начала стоит вспомнить, что за свою жизнь человек в среднем сменяет до трех профессий. Они могут быть как в смежном секторе, например, специалист в инженерии, консультант, преподаватель все в той же сфере, а могут быть и резкие изменения профессиональной среды — был бухгалтером, стал музыкантом.

Первая ситуация в основном характерна для людей, «нашедших себя» в данной области или же опасающихся внезапных поворотов судьбы. Вторая — следствие недостатка самореализации, неверного выбора на первом этапе. Поэтому стоит принять, как данность: выбор профессии в начале пути не определяет все его изгибы.

В этом отношении удачно построена система высшего образования в США, где первые три года, поступая в университет, студент получает базовые знания, имея возможность накапливать опыт и понимать, что стоит выбрать для специализации.

Ну а если выпускные экзамены уже «на носу», надо решать финансовые вопросы, впереди вероятность службы в армии и тяготит необходимость самоопределения, что делать? Как и в каком возрасте надо задумываться о будущей профессии?

Самостоятельная профориентация: от ребенка до выпускника школы

Самостоятельная профориентация: от ребенка до выпускника школы

Найди себе дело по душе, и тебе никогда больше никогда не придется работать.

Конфуций

Почти все дети с раннего детства пытаются самоопределиться: хотят стать воспитателем, канатоходцем, пастухом, ветеринаром для насекомых — ведь их никто не лечит, принцессой, космонавтом, врачом, как папа… В абсолютном большинстве случаев ребенок проходит сквозь череду предпочтений, изменяя их по мере взросления, смены приоритетов, да и просто узнавая побольше о профессии. Так, принцессам нужен замок и все равно придется м