Вещи появляются, приумножаются и заполняют все уголки квартиры еще до того, как человек успевает понять их ненужность. Можно ли как-то избавиться от этих не совсем полезных привычек или сдаться и купить еще пару фарфоровых вазочек?
Сила привычки хранить хлам и эмоции человека
Побитый молью палантин, куча старых газет и журналов, пожелтевшие скатерти, штук пять кофейных сервизов, подаренных на дни рождения и ни разу не использовавшихся, потому как кофе вся семья пьет из больших чашек — огромное количество окружающих человека предметов не имеет практической ценности. Согласно статистике, почти тридцать процентов людей признаются, что имеют не совсем полезные привычки покупать ненужные вещи. Так же, как и пассивный словарный запас: слова «анапест» и «гелертерство» хозяйка дома использует не чаще, чем, к примеру, эту массивную синюю с золотом супницу. А выбросить все равно жалко.
Труднее всего расстаться с так называемыми историческими предметами. Мы не имеем ввиду те, которые много лет приносят пользу домочадцам. В категорию ненужных входят вещи, которые давно отправлены в кладовую, на дальние полки шкафов и на чердак дачи.
Первое место занимают предметы, связанные с близкими людьми — кружевные накидки на подушки, которые уже давно никто не использует, но они были связаны и подарены бабушкой, первые игрушки давно повзрослевшего сына, а потом все его дневники за одиннадцать лет учебы в школе. А как можно выбросить сервиз, который родители подарили на свадьбу, и который так и простоял все годы в серванте неиспользованным?
В силу привычки мы храним не только мелочи вроде коробки со старыми дисками и поздравительными открытками, но и более громоздкие вещи, например, буфет, который совсем не вписывается в новую кухню, но который дорог как память, потому что это первый предмет мебели в доме.
Люди в силу привычки часто держатся за предметы, которые вызывают не только приятные, но и горькие воспоминания. Брак грозит развалиться, как отваливаются дверцы у старого буфета, и давно уже нет в живых бабушки, которая на все праздники дарила кружевные аксессуары. Сын давно стал взрослым и уже скоро упорхнет из родного гнезда, хоть родителям это не очень просто принять. Вот и держатся за его дневники и машинки, которые вместе с кружевными накидками бабушки становятся ни чем иным, как продолжением эмоций. От этих вещей нельзя избавиться, но убрать их лучше подальше. И чем более абсурдны привычки хранить такие наглядные воспоминания, тем больше необходимость осознания проблемы и поиска путей ее решения. Причем очень важно, чтобы человек понял, что, избавляясь от ненужных вещей, он не совершает предательство, а просто освобождает квартиру от хлама.
В первую очередь психологи советуют избавиться от громоздких подарков, которые не приносят ни практической, ни эстетической пользы. Кроме того, такие презенты не только не радуют, но и вызывают отрицательные эмоции в адрес дарителя, а еще чувство вины за то, что подарок не понравился.
Вторая категория — это предметы, вызывающие приятные воспоминания. Это сувениры, привезенные из мест отдыха, открытки от друзей, детей и родственников, первые письма супруга, первые рисунки ребёнка. Одним словом — вещественные доказательства приятных моментов в жизни, положительных эмоций и вообще всей жизни человека. Если этих милых штучек так много, что они не помещаются в одной коробке, имеет смысл провести ревизию и отобрать самые важные. Такие полезные привычки не только помогут освободить место на полках, но и значительно облегчат дальнейшую уборку помещений. А память сохранить можно и в виде фотографий. Только в этом случае тоже не стоит забывать о таком понятии, как цифровое захламление.
Экономия и бережливость: полезные привычки или наследие прошлого?
Границы должны быть у всего, даже у бережливости и хозяйственности. Только некоторые из нас в силу привычки очень часто их переходят. Огнетушитель в прихожке девятый год стоит на случай пожара, электрическая печь в кладовой — вдруг газ отключат? Лоджия забита доверху стеклянными банками? Это на случай большого урожая на даче. Не пропадать же. А еще веревочки и коробочки, одноразовые пакеты, десятилетний запас блокнотов и шариковых ручек, штук пятнадцать не до конца использованных, но уже просроченных тюбиков губной помады (может еще пригодится).
По словам психологов, подобные привычки поведения — это часть нашего прошлого. Повзрослевшие дети, которые помнят, как их матери стояли в очередях за «дефицитом», стирали обмылками (потому что с моющими средствами тогда было очень туго) и мыли одноразовые пакеты, не могут просто так выбросить на помойку красивую подарочную упаковку.
Привычки, которые помогут избавиться от хлама
Положительная сторона освобождения квартиры от хлама — это возможность расширить пространство, оставив только нужные вещи. Помогут это сделать полезные привычки:
-
выбрасывать на помойку все, что не является красивым и удобным. Треники с протертыми коленями и рваное постельное белье не найдут применения ни на даче, ни в благотворительной организации;
-
очевидно хорошие и полезные, но по каким-то причинам не пригодившиеся вещи пристраивать по назначению. Это может быть одежда не по размеру или та, из которой уже выросли дети, ставшие ненужными детские игрушки, откровенно лишняя кухонная утварь, старый диван, мокнущий на балконе после того, как в комнате поставили новый.
Сила привычки дарить вещи друзьям или отдавать в благотворительные организации помогает расхламить квартиру и получить моральное удовлетворение.
Привычки поведения пожилых людей
Пожилым людям труднее отказаться от того, что молодые называют хламом. Они не могут расстаться со старой выщербленной посудой, с неполными сервизами в серванте (за много лет часть предметов разбилась), с ковром в гостиной, который за столько лет уже практически вытерся. Сила привычки хранить все эти вещи объясняется тем, что старики ассоциируют все это со своей жизнью. Да, это старые не совсем современные вещи, но пожилые люди помнят на них все трещинки и потертости. Возможно, хранение и использование такого старья, на наш взгляд, это не самые полезные привычки. Однако худшее, что мы можем сделать в этом случае — это выбросить их на свалку без разрешения близких, предварительно не поговорив и не попытавшись найти компромисс.