Благодаря труду человек стал развиваться, и со временем эволюционировал, стал личностью. Как определить понятие личности в психологии, как идет становление индивида, все ли становятся личностями? Об этом в нашей статье.
Человек и понятие личности
Как таковой человек — субъект познания окружающего мира, самого себя, и тех, кто находится рядом с ним. Он развивается, преобразуется, хотя уже до рождения в нём заложены предпосылки для развития тех или иных качеств. Но это только на первый взгляд.
Человек имеет иное строение тела, в отличие от животных он прямоходящий, рука способна держать орудия труда. Поэтому рождённый человек — индивид, а животные при рождении — это особи.
Только пройдя определённый путь, формируется личность. Человек отличается от других, иначе мыслит, действует, реагирует на обстоятельства. Он включается в социальные связи и становится членом общества.
Индивид зачастую позиционируется как несформировавшаяся личность, им может быть и ребенок, и взрослый человек. В то же время, есть спорный вопрос: отождествление индивида и личности. Эти понятия схожи, но есть существенные отличия.
Например, у индивида, который вырос вне общества, и у которого не было возможности общаться с людьми, не будет личностных качеств. Только индивидуальные особенности биологической особи. Состояться, как личность такой индивид может только при условии, что он сможет включиться в общение и совместную деятельность с людьми. Как показывает опыт это — очень сложный процесс.
Если отталкиваться от теории одного из основоположников психологии У. Джеймса, личность означает взаимодействие заложенных генетически инстинктов, качеств и привычек с волевыми проявлениями характера.
Как в психологии определяют личность?
Мало родиться человеком, для того чтобы стать личностью необходимо научиться говорить, а имея этот навык приобрести другие. То есть усваивается социальный опыт, при этом внутренний и внешний мир могут отличаться. Внешний мир — это взаимоотношение с обществом, средой обитания, социальной средой. Человека воспитывают примеры, происходит становление личности в качестве субъекта этого общества.
Развитость человека зависит от количества усвоенной информации, какие ценностные ориентиры у него есть, знает он и соблюдает ли традиции. От этих факторов зависит, станет ли человек личностью, социализируется ли в обществе.
Индивидом считают любого человека в качестве представителя вида. А вот индивидуальность — уже наличие уникальных, особенных черт характера. Отсюда следует, что если рассматривать человека как личность, то он является социальным элементом в природе. А у индивида на первом плане биологический элемент.
В целом личность формируется постепенно, этот процесс взаимосвязан со многими факторами, зависит от потребностей человека, его интересов. Важную роль играет и мировоззрение, убеждения и идеалы.
Принято рассматривать личность в трех категориях. Прежде всего, особенности и свойства человека, затем то, как он взаимодействует с окружающими людьми, и последний аспект — воздействие личности на иных людей.
А структура личности состоит из:
- интересов;
- склонностей;
- потребностей;
- мотивов;
- идеалов.
То, какое направление выбирает человек, во многом определяет активность личности, уровень развития. Много споров вызывает вопрос, считать ли личностью ребенка. Педагоги дают однозначный ответ — да, а вот у психологов мнения расходятся.