Дети могут быть выведены из состояния равновесия не только под влиянием неприятных событий, но и радостных происшествий. Такую реакцию психологи называют «позитивной травмой».
Позитивная травма: влияние счастливых событий на эмоциональное состояние детей
Нервная система человека, как ни странно это звучит, почти идентичным образом реагирует и на печальные, и на радостные события. И в том, и в другом случае она испытывает стресс. Причем, если кто-то попадает в трудную ситуацию, ему помогают и сочувствуют. Но не всем понятно, как вести себя с человеком, который должен бы радоваться, но почему-то грустит.
Оказывается, неожиданные сильные позитивные эмоции могут существенно затормозить, а то и испортить жизнь, опустошив все эмоциональные ресурсы.
Дело в том, что на переживание действительно важного события психике требуется около года и крайне важно, чтобы это время у человека было. Особенно это касается детей. В любом возрасте детей перенесенные как негативные, так и позитивные травмы могут послужить неплохим опытом для будущей жизни, но только при условии правильного их восприятия.
Чем отличается позитивная травма от негативной?
Допустим, ребёнок неожиданно получает главный приз на олимпиаде. Он внутренне не был готов к этому и впадает в кратковременный ступор — этот момент неосознанности и есть позитивная травма.
В такой ситуации дети не чувствуют поддержки окружающих — вряд ли кому-то придет в голову помочь справиться с эмоциями ребёнку, получившему огромный успех.
По мнению окружающих, дети, в жизни которых произошло радостное событие, не имеют права на грусть и тревогу. Если в случае неприятных событий негативные эмоции считаются нормой, то переживания и тревоги ребёнка после радостного происшествия воспринимаются окружающими с недоумением и пренебрежением.
Бывает так, что эмоции бьют через край, а связать их в общем-то не с чем. Дети не понимают, почему они грустят и переживают.
Психологические особенности ребёнка: тревожность вместо радости
У взрослого человека с годами вырабатывается определенная эмоциональная защита, поэтому с сильными переживаниями ему справиться намного легче. Психологические особенности ребёнка еще не дают ему такой защиты, поэтому он больше страдает от резких эмоциональных скачков. Дети могут стать замкнутыми, плакать по любому поводу, менять свои интересы, или отказаться от них вовсе. Подобные особенности ребёнка — это уже признак для беспокойства родителей.
Если дети одержали успех — отлично сдали выпускные экзамены или заняли первое место на соревнованиях, родители должны быть к ним особенно внимательными. Особенности ребёнка таковы, что он может использовать это событие как измеритель собственной успешности. Но ведь подобные победы случаются не так часто, а вера в себя уже завышена. Ей теперь требуется подпитка, а взять ее неоткуда. В результате самооценка падает, ребёнок разочаровывается в своих возможностях, еще вчера казавшимися значительными, и попросту не знает, что делать далее.
Если произошла такая ситуация, нужно постараться сделать так, чтобы ребёнок поделился своими переживаниями. Не стоит провоцировать откровенный разговор. Действовать следует осторожно и постепенно. Можно спросить мнение ребёнка по тому или иному поводу, попытаться угадать, что он чувствует. Привычным: «Как дела?» здесь отделаться не получится. На подобный формальный вопрос, особенно если это подростковый возраст детей, всегда найдется такой же формальный ответ: «Нормально».
В случае, если дети слишком подавлены или, напротив, очень возбуждены, но разговора не получается, нужно прямо спросить о том, что произошло. Пусть они расскажут, что думают по поводу случившегося, не слишком ли нервничают и не нужна ли им помощь. Варианты помощи, безусловно, должны предложить сами родители. При этом совсем не обязательно делать строгий вид и пускать в ход драматические интонации. Лучше спокойно поговорить с ребёнком за ужином или во время совместной прогулки. Способность спокойно обсуждать сложные жизненные ситуации успокоит детей, снизит тревожность и значительно облегчит их переживания.
Эмоциональная поддержка родителей в любом возрасте детей
Если в жизни ребёнка должно произойти серьезное событие — плохое или хорошее, родители должны подготовиться к этому заранее и поговорить с ним. Прогнозировать реакцию на то или иное происшествие практически невозможно. Например, то, что родители считают большим достижением, ребёнок может оценить иначе: «Я выиграл районный конкурс и теперь все будут ждать от меня победы на областном соревновании». Поэтому для того, чтобы не омрачить детям радость от победы, нужно рассказать им о своих ожиданиях.
Каким бы ни был возраст детей, им всегда важно чувствовать от родителей эмоциональную поддержку. Если имела место психологическая травма, ни в коем случае нельзя называть его «нытиком». «Почему ты не радуешься?» — неправильная формулировка. Лучше спросить у ребёнка, что он в данный момент чувствует. Возможно, стоит поговорить с преподавателями в школе, ведь они тоже могут не понимать, что происходит с их учеником.
Хорошо, если у ребёнка есть взрослый человек, которому он доверяет и делится с ним своими переживаниями, не желая рассказывать о них родителям. Взрослым не стоит обижаться, что сын или дочь не хотят быть с ними откровенными. Прежде всего, это сейчас не так важно, а кроме того, ребёнок в этом абсолютно не виновен. Налаживать контакты придется потом, а сейчас нужно решать другую проблему. Для этого рекомендуется забыть про обиду и, как и прежде, предлагать свою помощь. Если не получается вызвать его на откровенность, можно «взять тайм-аут», но ребёнок должен знать, что всегда может рассчитывать на поддержку своих родителей.
Успокоить детей и завоевать доверие может помочь тактильный контакт. Обнимать ребёнка, гладить его по голове, отряхивать несуществующие соринки — такой нехитрый прием поможет почувствовать, что он не одинок. А еще это даст уверенность в том, что рано или поздно все наладится.