Обучение в школе — это новый этап в развитии детей и еще один шаг на пути к взрослению. Начало получения среднего образования — непростой этап в жизни ребёнка. Первый учитель, первый класс, незнакомый коллектив, новые требования к дисциплине — все это связано со стрессом не только для ребёнка, но и для его родителей. Чем старше становятся дети, тем больше понимают, что далеко не все будут любить их безусловной любовью, а значит, нужно приспосабливаться к требованиям в детском саду, начальной и средней школе. В пятом классе его ожидает возросшее количество уроков, педагогов-предметников и новых требований.
Пятый класс и развитие детей
Переход в пятый класс — это не просто изменение схему обучения. Этот период тесно связан с возрастом, когда дети начинают превращаться в подростков, а значит, многое в их поведении тоже меняется. Многие преподаватели отмечают, что пятиклассники еще готовы внимательно слушать учителя. Но уже в этом возрасте часто появляется стремление к нарушению социальных норм и недопустимому поведению.
Начало подросткового периода — достаточно сложный этап в развитии детей и жизни их родителей. Пятиклассники отличаются повышенной эмоциональностью, нервной возбудимостью и склонностью к проявлению агрессии. Драки в коридоре и в столовой, употребление бранных выражений и даже приобщение к вредным привычкам становятся обычным явлением для детей в пятом классе. Возникает повышенное желание завоевать авторитет у сверстников, соперничество между одноклассниками и деление класса на группы из 2-3 человек.
В этот непростой период становления личности смена требований и появление новых учебных дисциплин заставляет пятиклассника испытывать огромный стресс. Родители и школа ожидают от него высокий показателей успеваемости, но приспособиться к большому количеству новых предметов удается не сразу. Так же, как и в первом классе, ребёнку необходимо время на адаптацию.
Многообразие учителей и предметов в пятом классе
В начальной школе все уроки проходят в одном кабинете и проводит их один педагог. Исключение могут составлять физкультура, музыка и рисование. Но в пятом классе количество новых предметов существенно возрастает — в расписании появляются уроки русского языка и литературы, математики, географии, биологии и иностранных языков. Главный учитель теперь — классный руководитель. Адаптироваться к такому количеству новых предметов и требований представляется возможным не сразу.
Выполнять новые требования пятиклассник готов не сразу, и это не лучшим образом отражается на его успеваемости. Даже те задачи, которые ему легко удавалось выполнять, могут даваться с трудом. Это происходит, потому что новые требования, необходимость запоминать расположение кабинетов и имена преподавателей, являются причиной эмоциональной перегрузки у ребёнка. Ему предстоит не просто научиться приспосабливаться к новым программам и осваивать новые предметы, но и взаимодействовать с большим количеством педагогов.
Пятый класс — это начало серьезных психологических изменений в жизни ребёнка. Это время, когда ему необходимо освоить навыки взаимодействия не с одним, а с несколькими педагогами, а то и с новыми одноклассниками. Чем дальше он будет взрослеть, тем больше будет понимать, что никто не заинтересован в индивидуальном подходе именно к нему и что безусловной любви можно ожидать только от родителей, а для завоевания доверия новых людей необходимы знания и определенные личностные качества.
Как помочь пятикласснику разобраться с многообразием учителей и уроков?
Процесс адаптации к пятому классу может занять даже не один и не два месяца, а продолжаться вплоть до конца декабря. За это время пятиклассник сможет приспособиться к требованиям новых педагогов и их личностным особенностям. Адаптация может осложняться многими факторами, например, болезнями в осенне-зимний период или необходимостью посещать дополнительные занятия.
В непростой период начала переходного возраста пятикласснику необходима поддержка значимых взрослых. Некоторые родители приходят в недоумение от снижения академических показателей школьников, особенно, от замечаний преподавателей. Но не все пятиклассники развиваются одинаково — у каждого школьника свой темп. И это необходимо принять во внимание родителям пятиклассников.
Каждый родитель испытывает тревогу и беспокойство об успешной адаптации ребёнка к новой обстановке. Но волнения передаются от родителя к ребёнку, и таким образом, он становится еще более беспокойным. Поэтому родителям необходимо научиться управлять своими эмоциями и настроить пятиклассника на позитив в отношении новых преподавателей и предметов.
Жизнь ребёнка и подростка в школе полна стрессов. Необходимо усваивать большое количество новой информации, учиться работать с ней и систематизировать ее. К сожалению, эти навыки сложнее даются современным школьником во многом из-за их привычки находить то, что нужно в интернете и потреблять большое количество визуальной информации практически с рождения. Современные школьники и педагоги не всегда находят общий язык.
Важный этап в общении с пятиклассником — беседы о том, как он проводит время в новой обстановке. Если он охотно отвечает на вопросы, значит, поводов для беспокойства нет, и ребёнок воспринимает изменения с меньшей тревогой, чем родители. Но если он уходит от ответов или приходит из школы в плохом настроении, то существует вероятность конфликтов с преподавателем или одноклассниками. Именно тогда и может потребоваться серьезное родительское вмешательство.
В период адаптации к новым условиям обучения как никогда важно соблюдение режима дня и правильное питание. Слишком длительное нахождение за компьютером или телевизором крайне отрицательно влияет на психику ребёнка, поскольку он не высыпается и становится более нервным и раздражительным. Не рекомендуется осваивать и новые дополнительные занятия. Лучше отложить новые кружки и секции до конца адаптационного периода.
Любые изменения в жизни — это естественный процесс. Встреча с новыми людьми и выполнение новых требований, в конечном счете, учит ребёнка и подростка взаимодействовать с разными типами личностей и знакомиться с их особенностями. Но самое главное — это знакомство с новыми науками и новый этап приучения к дисциплине и самостоятельности.