Воспитание — это не просто обеспечение потребностей ребёнка. Это процесс, требующий эмоционального вовлечения в жизнь детей и формирования у них чувства безопасности, базы тесной связи с родителями. Предлагаем несколько советов по детской психологии, которые помогут лучше узнать своего ребёнка.
Наблюдение — база понимания
Одним из самых простых, но наиболее эффективных способов изучения детской психологии является наблюдение. Для этого нужно выражать заинтересованность в том, что делают или говорят дети, наблюдать за их действиями, выражениями и проявлениями темперамента, когда они едят, спят и играют. И, конечно, помнить, что каждый ребёнок уникален, он — личность, которая может проявлять себя в самом раннем возрасте. Поэтому надо избегать сравнения своего малыша с другими детьми, так как это не только усиливает стресс, но и заставляет ребёнка чувствовать себя неполноценным.
Вот несколько вопросов, которые помогают понимать психологию ребёнка:
- Что ребёнок любит делать больше всего?
- Как он реагирует, когда ему приходится делать что-то, что ему не нравится, например, есть овощи, рано ложиться спать или делать домашние задания?
- Насколько он социален, как ведет себя с другими людьми и в новых ситуациях? Умеет ли делиться, стремится освоить что-то новое?
- Легко ли ребёнок знакомится, способен ли быстро адаптироваться к изменениям в окружающей среде?
В процессе наблюдений и ответов на вопросы не стоит пытаться судить о ребёнке, хорошо ли он что-то делает или не соответствует ожиданием. Наблюдение — процесс накопления информации, а не оценки.
Качество, а не количество
Родители сегодня заняты «жонглированием» рабочими обязанностями и домом. Многозадачность, как ее называют, позволяет взрослым позаботиться о многих вещах одновременно, и одной из «вещей» является ребёнок. Если время вместе с ребёнком проводится в «многозадачном» режиме — совмещенном с походом в магазин или написанием писем, то настало время перемен. Чтобы понимать детей, необходимо действительно уделять им время.
Минут и даже часов, которое родители проводят со своими детьми за обеденным столом, при сопровождении в школу и гуляя в компании на детских площадках, недостаточно. Возможно, придется посвятить время разговору и игре с ребёнком и освоить «качественное» совместное времяпрепровождение, которое позволит понять детскую психологию.
Разговоры с детьми позволяют нам узнать, что происходит в их жизни в школе и дома, какая их любимая музыка или передача, и что их радует, а что наоборот.
Качественное времяпрепровождение не всегда означает говорить или делать что-то вместе. Иногда можно просто сидеть вместе и молча наблюдать за ребёнком, чтобы собрать информацию о его личности.
Дети нуждаются в неразделенном внимании родителей
При планах провести время с ребёнком стоит планировать только это и ничего больше. Дети заслуживают самого пристального внимания. Если пытаться разговаривать с ребёнком во время приготовления пищи, вождения машины или чего-то еще, скорее всего, самые важные мысли и идеи, которые можно услышать, будут упущены.
Что делать? Планировать хотя бы одно занятие, которое позволяет проводить время исключительно с ребёнком. Когда родители уделяют пристальное внимание своим детям, они чувствуют себя в безопасности и открываются с большей охотой.
Окружающая среда и ее влияние
Исследования показали, что поведение и отношение ребёнка в значительной степени зависят от окружающей среды, в которой он воспитывается. Чтобы лучше узнать ребёнка, надо обратить внимание на окружающую среду, в которой он находится.
Исследования также доказывают, что окружающая среда может влиять на развитие мозга ребёнка, что, в свою очередь, влияет на развитие его языка и когнитивных навыков. Поведение детей во многом зависит от окружающих их людей и их способов взаимодействия. Стоит потратить время, чтобы оценить атмосферу дома и в школе или в детском саду. Например, если ребёнок агрессивен или отказывается от социализации, наблюдение может выявить, что или кто повлиял на него таким образом.
Понимать, как функционирует мозг в разных возрастных периодах
Родители часто могут знать многое о детской физиологии, но они не знают, как работает детский мозг. Мозг формируется переживаниями и опытом, который накапливают дети, а это, в свою очередь, влияет на то, как они реагируют на различные ситуации.
Понимание того, как функционирует мозг, помогает узнавать о поведении ребёнка, принятии им решений, его социальных, логических и когнитивных способностях и навыках.
Неправильный опыт может привести к закреплению негативных реакций в сознании, оказывая отрицательное влияние на общее развитие. Знание того, как работает его мозг, помогает находить пути для трансформации негативного опыта или кризисов в положительный опыт и новые возможности. Эта вероятность стоит времени, затраченного на прочтение пары книг или статей.
Слушать детские истории
Разговаривать с ребёнком хорошо, но важно и слушать в процессе беседы. Помогает инициировать разговор, чтобы заставить ребёнка говорить, а затем слушать то, что он пытаются сказать. Дети могут быть не в состоянии выражаться четко и логично, поэтому надо обращать внимание на слова, которые они используют, и на невербальные сигналы:
- интонации: то, как говорящий выделяет слово или фразу голосом;
- язык тела: жесты рук, мимика, поза тела при разговоре.
Чтобы научить доносить свои ощущения понятнее и развить эмоциональный интеллект, стоит оценивать свои эмоции и помогать ребёнку называть их: «и тогда ты испугался?», «и ты очень обрадовалась».
Надо не просто слушать, но и давать ребёнку понять, что его слышат и воспринимают всерьез. Принципы активного слушания помогают детям убедиться, что они важны для взрослых, а также обогатить свой словарь.
Разные способы самовыражения детей
Дети, как и взрослые, могут самовыражаться более, чем одним способом. Помимо разговоров, дети проявляют свои чувства через различную деятельность.
Если ребёнок любит рисовать, писать или играть в ситуационные игры, стоит поощрять его делать это чаще. Можно организовать для него по искусству или живописи, помогая выражать себя лучше, или предлагать разные темы для рисования.
Аналогичным образом можно попросить вести журнал или дневник, в котором можно писать о том, что происходило в определенный день, и о том, что ребёнок чувствовал. Чем больше ребёнок пишет или рисует, тем лучше он выражает себя.
Расшифровка рисунков или игр «в школу», в больницу, в конфликт машинок на стоянке могут дать понять, что беспокоит ребёнка. Но не стоит слишком увлекаться интерпретацией, чтобы не исказить эмоциональный подтекст. Лучше попросить объяснить, что происходит у машинок, что тут нарисовано, и как сам автор к этому относится.
Использование правильных вопросов
Чтобы ребёнок говорил, важно уметь задавать правильные вопросы, открытые, которые побуждают делиться информацией.
Вместо того, чтобы спрашивать: «Тебе нравится эта песня?» и слышать «да» или «нет» в ответ, можно спросить: «Что ты думаешь об этой песне?», и это поможет ребёнку сказать больше. Вместо того, чтобы спросить, с кем дети играют, лучше узнать, в какие игры они играют.
Кроме того, никогда не стоит уклоняться от вопросов, которые задает ребёнок. Если у нет ответа на вопрос, стоит сказать, что «сейчас я не готов отвечать, мне нужно время», и возвратиться к ответу позже. Отказ отвечать, под любым предлогом — «слишком рано знать», «мне некогда», «что за глупости» и т. п. приведет как к отсутствию вопросов, так и к нежеланию детей отвечать в ближайшем будущем.
Наблюдение за другими детьми
Наблюдение за другими детьми такого же возраста помогает лучше понять своего ребёнка. Это может позволить понять, как ребёнок ведет себя в социуме и определить его сильные и слабые стороны, которые определяют его личность. Это не означает, что надо сравнивать свое чадо с каждым ребёнком в его возрасте и судить о том, кто лучше.
Родители склонны определять способности своих детей к успеху, сравнивая их с другими детьми. Однако это может оказать негативное влияние на ребёнка в долгосрочной перспективе. Хотя сравнение не всегда в худшую сторону, это может быть опасно, когда если переусердствовать.
Сочувствие и сопереживание ребёнку
Иногда надо думать, как ребёнок, и даже действовать, как он. Эмпатия — важное качество, которое должны развивать родители, если они хотят лучше понять своих детей. Можно быть в курсе того, что переживают дети, когда они рассказывают об этом. Но невозможно даже приблизиться к пониманию того, что они испытывают без умения переживать. Как этого достичь?
Во-первых, изменять свою речь, чтобы лучше понимать ребёнка и помочь ему «найти общий язык». Стоит спросить себя: «Если бы я был ребёнком, понял ли бы я взрослые разговоры со сложными словами и выражениями?».
Во-вторых, попытаться осознать, как бы взрослый себя вел и реагировал на месте ребёнка в его ситуации?
Обходиться без предположений и домыслов
Не надо предполагать, что взрослый знает, чего хочется ребёнку или как он себя чувствует в любой момент времени. Если ребёнок не жалуется, можно предположить, что он счастлив, и считать себя отличным родителем потому, что малыш хорошо себя ведет и не устраивает истерик. Но внешние проявления могут полностью противоречить внутренним чувствам.
Когда кто-то что-то предполагает, он закрывает себя от точного знания, тем самым увеличивая вероятность неверного выбора, реакции или мнения. Спрашивать и интересоваться — намного эффективнее, это позволяет устранять сомнения и лучше понимать детей (и взрослых).