Психология развития такого психического процесса как память очень важна для жизнедеятельности и обучения человека. Память — один из тех ресурсов, который используется активнее всех при изучении английского или других иностранных языков. На ее развитие влияют интеллектуальные природные способности человека, условия жизни и развития, интенсивность и качество обучения, продукты питания и образ жизни в целом.
Общая психология запоминания
При обучении люди получают большой поток информации, из которого немалое количество иностранных слов необходимо запоминать и заучивать. Помимо слов, изучая иностранный язык, нужно запоминать правила, обороты речи, особенности грамматики, построение фраз, смысл сказанного и так далее.
Психология человека устроена так, что есть люди, обладающие от рождения хорошей памятью, или получающие постоянную тренировку в виде заданий и задач. Но бывает так, что у человека слабая память и он испытывает трудности при обучении. Тогда, скорее всего, достичь успеха в изучении иностранного языка будет достаточно сложно. Поэтому, прежде чем заниматься тренировкой памяти, необходимо знать, чего вы хотите добиться. Отвечая на этот вопрос, можно выделить 2 цели.
- Если вы обладаете слабой памятью, то можете стремиться к ее общему развитию.
- Если у вас хороший уровень развития памяти, вы можете довести его до высокого или отличного.
Как развить способность к быстрому и качественному запоминанию информации?
Психология развития памяти: игры и тренинги
Психология человека такова, что используя такую активную форму обучения как тренинг, он воспринимает информацию на бессознательном уровне, закрепляет ее, и она остается у него раз и навсегда. Когда речь идет о психологических занятиях по развитию памяти с элементами тренинга, происходит тренировка процессов запоминания.
Психологический тренинг — это игра. Обучение через игру всегда успешно не только для детей, но и для взрослых. Здесь большую роль играет высокая мотивация. Психология развития человека во время обучения устроена так, что, когда он учится и получает от этого удовольствие, процесс запоминания и усвоения информации проходит намного быстрей и качественней.
Общая психология развития памяти во время игр и тренингов подразумевает тренировку всех ее видов: зрительной, слуховой, осязательной и эмоциональной.
Метод мест
Это практическое упражнение основано на образах. Психология развития мышления отличается тем, что, когда человек, решая задачу, пользуется образами, процесс усвоения информации ускоряется в несколько раз. Используйте этот метод, когда вам предстоит запомнить большое количество иностранных слов. Представьте себе, что все слова в списке, который находится у вас перед глазами — он может быть сколько угодно большой — расположены в вашей квартире или доме. То есть каждому слову предназначено свое место. Какое оно будет — выбирать вам. Для выполнения этого упражнения вам нужно по максимуму использовать свое воображение.
Психология развития человека объясняет зависимость степени запоминания информации от ее необычности. Поэтому чем непривычней для себя вы разместите все слова на разных местах вашего жилища, тем скорей запомните их. Например: «ветер» вы мысленно размещаете колышущим ваши занавески, «чай» — стоящим на столе, «кот» — висящем на люстре, «автомобиль» — припаркованный в гостиной и так далее. Пользуясь этим методом, вы сможете запомнить несколько десятков слов сразу, создавая у себя в воображении картину из предметов, привязанных к месту. Чтобы повторить список слов, вам достаточно мысленно воспроизвести всю картину «присоединения» от начала до конца.
Метод тела
Это упражнение является похожим на предыдущее. Разница заключается в том, что слова-предметы необходимо разместить на себе, то есть — частях своего тела. Такая картина не может не выглядеть абсурдной и забавной — тем лучше, потому что вы быстрее и эффективнее сумеете запомнить большое количество иностранных слов. Общая психология создания в голове таких образов позволит вам убедиться в том, что процесс усвоения информации пройдет великолепно.
Метод звуковых ассоциаций
Иностранные слова, если вдуматься и учить их с изрядной долей фантазии, напоминают русские — слова или словосочетания. Пользуйтесь методом звуковых ассоциаций для запоминания иностранных слов. Произнесите слово, которое нужно запомнить — определите по звуку, какое из русских слов оно вам напоминает. Составляйте мысленно слова-пары из запоминаемых и похожих или записывайте.
Психология человека такова, что он гораздо лучше усваивает и запоминает ту информацию, которая отличается незаурядностью, нежели стандартом.
Психология человека: как добиться высокого уровня запоминания
- Перед началом работы постарайтесь сосредоточиться.
- Избавьтесь от отвлекающих мыслей.
- Позаботьтесь об удобном рабочем месте: тишина, комфорт, наличие свободного времени.
- Постарайтесь не тревожиться при выполнении сложного задания, скажите себе: «у меня все получится!» и принимайтесь за работу.
Заведите привычку тренировать память постоянно
Общая психология эффективного запоминания иностранных слов зависит от привычки всегда пользоваться полезными приемами:
- Каждый раз при изучении материала проговаривайте вслух информацию, которую вам надо запомнить. Чаще повторяйте информацию.
- Всегда при запоминании нового материала старайтесь найти в нем что-то новое, интересное.
- В процессе каждого занятия делайте небольшие перерывы.
- Выучили информацию — повторите через полчаса, через два часа, на следующий день.
- Каждый раз, прежде чем запоминать иностранный материал, убедитесь в том, что вы его правильно поняли.
Продукты питания и память
Психология развития памяти зависит от того, какие продукты мы употребляем в пищу. Способствовать хорошему процессу запоминания будут: чеснок, орехи, молоко, мед, морская капуста, рыба, красный виноград, лимон. Употребляйте эти продукты в чистом виде, или готовьте блюда с ними в составе — они отлично подходят не только для развития памяти, но и для работы мозга в целом.