Конечно, типы семейных отношений можно разделять только условно, как и типы личности (сангвиник, флегматик
Великий диктатор
Диккенс, Достоевский, Чехов много раз касались этой темы: родители держат под своим контролем всю семью, не позволяя свободно сделать вздох и проявить собственную инициативу. Ни к чему хорошему это, чаще всего, не приводит. Хоть и логично, что родители должны воспитывать детей, наставлять их, но это принесет плоды, только если ребёнок будет уважать своих «учителей», доверять им. В атмосфере приказов и наказаний за непослушание уважение вряд ли сможет появиться.
Повышенная опека
Получше укутать на улицу, накормить посытнее, чтобы не проголодался, проследить за каждым шагом… Психологи давно говорят о том, что именно такие дети, подвержены наибольшему количеству срывов в переходном возрасте, проявляя протест против излишней опеки. В дальнейшем это может вылиться в отстраненность от семьи.
Позиция невмешательства
Каждый занимается своим делом и «не лезет» в чужие дела. Но внешнее спокойствие и нейтралитет не всегда полезен. В такой ситуации понятие «семьи» не включает семейного тепла, возможности «поплакать в жилетку», поделиться эмоциями. И со своими трудностями каждому придется справляться самостоятельно, в том числе, предупреждают психологи, и родителям не стоит ждать помощи от детей, выросших в семье с такой системой ценностей.
Золотая середина
Рассмотренные выше случаи — это крайности, должна быть и середина. Психология развития человека — очень тонка, и, чтобы дети научились правильно вести себя в обществе, а в семье воцарилась гармония, в качестве оптимальных взаимоотношений следует избрать сотрудничество. Дети должны быть участниками семейной жизни. Интерес к проблемам друг друга, готовность помочь, уважение к личной жизни, чувство ответственности — впитывая эти принципы с детства, ребёнок и в своей семье будет руководствоваться ими.