Одна из главных задач психологии в 9 классе — профориентация. Психолог должен помочь школьнику найти своё призвание, место в обществе, сделать правильный выбор.
Определение способностей и возможностей
Прежде всего, подросток должен узнать свои сильные стороны, таланты, способности. Для этого существует множество различных тестов.
Конечно, школьник к этому возрасту уже многое знает о себе. Например, он хорошо понимает математику и физику, у него развита логика, он любит различные подсчёты. Или ребёнок отлично коммуницирует с другими людьми, умеет договариваться, правильно доносит свою мысль.
Но специальные тесты помогут выявить возможные способности, на которые ребёнок мог не обратить внимания. А именно такие таланты и качества могут направить подростка на определённую стезю, подтолкнуть к выбору конкретной профессии, о которой он и не думал, или расширить спектр возможностей.
Стремления личности
Бывает так, что школьник мечтает стать актёром или программистом, но при этом у него проблемы с общением, дикцией или математикой.
В этом случае стоит продумать, как помочь ребёнку добиться своей цели. Например, заниматься с репетитором математикой. Или пройти курсы ораторского мастерства, тренинги по общению. Или же переориентировать на новые, смежные профессии.
Всё это продуктивно, только если школьник действительно очень хочет работать по выбранному варианту и определённые задатки у него есть. Но при этом существуюти конкретные препятствия, которые мешают достичь цели. Важно поддерживать самооценку ребёнка, но при этом смотреть на реальные перспективы и пути решения проблемы.
Потребности общества в конкретных профессиях
Психолог рассказывает школьникам о том, какие есть профессии, и что одни профессии более востребованы в обществе, а другие менее.
Тут важно не быть слишком категоричным. Специалист лишь озвучивает, но не призывает резко изменять своё мнение. Если подросток мечтает стать юристом, пусть идет к своей мечте. Неважно, что рынок перенасыщен этими специалистами: новые отрасли работы открывают новые перспективы, например, юрисконсульт в вопросе IT. При большом желании школьник сможет добиться своей цели и стать настоящим профессионалом своего дела.
Если же подросток колеблется и точно не знает, какую профессию выбрать, стоит обсудить разные варианты, делая упор на те, которые в перспективе будут более востребованы на рынке труда.
Трудности выбора
Если подросток не знает, в какую сторону идти, и даже не представляет, чего он на самом деле хочет и что у него будет хорошо получаться, помогут тесты. Определение профессиональных склонностей, определение психотипа личности, типа интеллекта, карта интересов, дифференциально-диагностической опросник, методика «Профиль» и многие другие.
Такие тесты помогут определить свои наклонности, способности, понять, к какой деятельности он больше расположен, с чем ему будет комфортнее работать. И тогда будет проще выбирать будущую профессию.
Если школьник выбирает из 2-3 профессий, тут тоже помогут тесты. Однако в этом случае психологу стоит побеседовать с подростком, узнать, понимает ли он нюансы каждой профессии, как проходит день специалиста, с какими задачами и трудностями придётся столкнуться, не идеализирует ли ребёнок будущую профессию.
Психолог проводит много занятий, тестов и бесед в течение года. Ведь задача перед ним стоит очень серьёзная.