Современные дети не читают книги — основная жалоба родителей учителям, и учителей родителям. Современное поколение подростков только и могут, что сидеть в интернете, не обращать на окружающий мир никакого внимания и менять субкультуры как перчатки. Это далеко не все, что может рассказать старшее поколение о современных детях подростках. Привитая еще советской эпохой любовь к чтению и мнение о том, что если не читаешь книги, то жизнь пуста и никчемна, заставляет родителей идти порой на неадекватные меры в воспитании и мотивации детей, что заканчивается не положительным, а строго отрицательным результатом. Так кто виноват в том, что дети не хотят читать книги?
Книги и дети подростки: острая проблема
Для родителей, воспитанных в эпоху советской власти, когда книга была лучшим другом, и той дверью, которая открывала перед читателем новые миры, и тем более, будущее, была единственным развлечением. Народ по природе своей требует хлеба и зрелищ, и именно книги давали его. Тщательно вбитые в голову постулаты о том, что без книг в жизни ничего хорошего не получится, и человек просто не образован, не выветривается и по сей день, это не правило, но в большинстве своем так и есть.
Современные дети подростки читают немного, во всяком случае, намного меньше в сравнении с родителями, и речь идет именно о чтении книг, бумажных и той литературы, которые бы хотели видеть родители в руках своих детей. И почему? На самом ли деле дети подростки столь «темные» и не образованные и кроме социальных сетей ничем не интересуются? То, что современные дети редко берут в руки настоящие книги — верно, так оно и есть. А если нет книги в руках, значит, и читают меньше? Нет, это не так.
Современные дети подростки довольно много времени проводят в социальных сетях, и что они делают в это время? Не только читают, обсуждают, но и пишут. Конечно, найдутся родители, которые скажут, что сравнивать социальную сеть, банальные переписки и мировые тома классической литературы моветон. Но здесь есть две стороны медали.
Объём информации, обрабатываемый детьми, во много раз превышает объём, обработанный родителями в прошлом. Современные дети много читают, пишут и постоянно реагируют на поданную информацию, показывая свое, уникальное мнение. А ни это ли основная цель литературы как таковой — научить детей думать.
Любая лента в социальных сетях — это не только фотографии в зеркале одноклассницы Маши, котят, это еще статьи о музыке, фильмах, тех же самых книгах. Кроме того, дети подростки не испытывают информационного голода и благодаря интернету могут получить любую литературу, любой ответ на вопрос, достаточно лишь спросить поисковую систему.
Родители должны помнить, что мода на литературу меняется также, как и на обувь, она постоянно совершенствуется, и в их года, их родители говорили о классике, которую нужно читать, ведь в ней свет, и о тех «писаках» которые пишут однодневные романы, не несущие в себе ничего полезного. Более того, некоторая литература и вовсе была под запретом. В итоге, те «писаки» получили множество литературных премий и стали современными классиками, вопреки наставлениям родителей. Современные дети подростки читают, и читают довольно много, но только то, что модно. Подогревает интерес экранизация некоторых популярных романов.
Конечно, социальные сети не заменяют мировую литературу, те знания, которые могут дать великие произведения, но они не так плохи, как кажется на первый взгляд. Читать, безусловно, нужно, и это полезно, и главная задача родителей в воспитании детей привить эту любовь, показать и доказать, что книги и мировая литература — это прекрасно и очень интересно.
Как раз именно на этом этапе, в этом достижении, навязанном строго, агрессивно и неумело формируются основные ошибки в воспитании детей, которые могут закончиться плачевно — полным отказом от чтения книг. Так как правильно мотивировать, и избежать ошибок?
Неправильная мотивация детей
Родители прекрасно понимают, чтобы достичь положительных результатов и добиться того, чтобы дети читали школьную литературу, нужна правильная мотивация. Но как раз на этом этапе формируются основные сложности и грубые ошибки. Призывы «ну почитай хоть что-нибудь» возымеют успех, но строго противоположный от задуманного.
Часто родители используют метод лозунгов — «книга лучший друг/источник знаний», «книга в счастье украшает, а в несчастье утешает». Эти лозунги для современных детей — не более чем пустой звук, для выпуска негативных эмоций есть друзья, в постоянном доступе, а совет уйти от реального мира в выдуманный — и вовсе не самый лучший.
Поэтому такие лозунги, мотивация, которая не имеет под собой никакого смысла, может оказаться неверной. Еще хуже, если приводить какие-либо примеры и тем более сравнения — «Маша/Саша из соседнего подъезда, читает книги постоянно, тоннами и запоем». Такое сравнение, как минимум обидно, и подавляет личностный рост и собственное «я» в ребёнке.
Воспитание детей продолжается: без книги не прожить
Воспитание детей — это достижение определенной цели, подготовка к этому жестокому миру и самостоятельной жизни. И лучшим помощником в этом будет именно книга как источник знаний. На самом деле, интернет просто обесценил знания как таковые, сейчас не ценится знание всех стихов Лермонтова или Пушкина — они в открытом доступе, а именно способность отсеивать информационный мусор, умение найти скрытую правду и подтекст, вот за такими людьми — будущее.
Но в воспитании детей родители все продолжают давить на то, что без книги не прожить, и ум напрямую зависит от количества прочитанных страниц, причем полезной, правильной литературы. Часто родители заходят дальше и говорят о том, что отсутствие начитанности напрямую связана с уважением окружающих и даже счастьем в жизни, созданием семьи. И неважно, что между чтением книг, счастьем и, тем более, уважением нет такой уж сильной корреляции. И как только ребёнок в этом убедится — пиши пропало. Главное ведь — мотивация.
Если дети не хотят читать — путь убирают комнату
Пожалуй, самой распространенной ошибкой в стимуляции любви к чтению будет создание из чтения невыносимо тяжкого труда. Мотивируя детей на чтение, родители иногда переусердствуют и не дают даже на секунду понять, что чтение может приносить удовольствие, создавая из него наказание. Фразы «займись хоть чем-нибудь полезным, хотя бы почитай» постепенно перерастают в «не хочешь убирать комнату — читай». В итоге чтение и книги в целом начинают ассоциироваться с неприятным занятием. А дальше, как снежный ком — школа, уроки, секции, чтение, домашние дела. Ни о какой правильной мотивации и удовольствии от прочтения книги не может быть и речи, если ей отвести место среди повседневных и порой не самых приятных обязанностей.
Родительский контроль
В воспитании детей, и стремлении дать им все лучшее, уберечь от собственных ошибок, сделанных раннее, родители иногда перегибают палку. «Читаешь с 3 по 15 страницу, потом делай что хочешь» —эту фразу слышали не только современные дети, но и сами родители, находящиеся в этом же возрасте. Такой тотальный контроль и агрессивное навязывание и станет причиной постепенного формирования негативного отношения к чтению. Еще хуже, когда можно услышать фразу «не прочитаешь — не получишь что-либо». Конечно, подгонять ребёнка к вершинам развития необходимо, но более мягкими способами.
Порой родители стремятся полностью контролировать ребёнка, лишая даже малейшей самостоятельности, и после прочитанной страницы требуют подробного пересказа близко к тексту, выясняя мелкие детали — цвет глаз главного героя, с какой стороны дул ветер и время суток происходящего. Особенно утомительны длительные разговоры о том, что же хотел донести автор до читателя, и если мнение детей не сходится с родительским, значит, перечитать нужно снова — просто читал не внимательно.
Родители как пример
Воспитание детей начинается с собственного, если сами родители не были замечены с книгой, и мама, сидящая в социальной сети над ребёнком, требует, чтобы он читал, оправдывая себя фразой — «я свое отчитала и все знаю» мало добавляет мотивации.
Родители должны помнить, что лучший пример, и идеал к которому будут стремиться дети — они сами. Достаточно показать ребёнку, что чтение — это интересно, это новый, волшебный мир, со своими правилами, законами и течением жизни. Пора восстановить старые добрые традиции современного чтения, когда всей семьей читали «Остров сокровищ» и «Детей капитана Гранта».
Для того, чтобы чтение действительно приносило удовольствие и дети были в нем заинтересованы, достаточно не совершать распространенных ошибок и показать, а не только рассказать, что чтение действительно прекрасно. Воспитание детей будет правильным, если понимать собственного ребёнка, прислушиваться к его мнению и желаниям. И если возникло желание читать С.Кинга, даже если его произведения не входят в школьную программу, не стоит ограничивать и запрещать, а лучше, сделать это вместе.