Развитие ребёнка нельзя назвать полноценным, если в нем отсутствует способность к самовыражению. Оно может осуществляться через движение, поэзию, изобразительное искусство, занятия музыкой. Самой активной формой самовыражения является творчество. Так как же правильно стимулировать развитие у ребёнка творческих способностей? Когда и как начинать?
Какое место занимает творчество в развитии ребёнка раннего возраста?
Научно доказано, что ранний возраст наиболее способствует развитию различных способностей, в том числе и творческих. Дети младшего возраста наиболее открыты для восприятия всего разнообразия окружающей действительности. А их мышление не искажено стандартными суждениями, что способствует творческому развитию ребёнка. От того, насколько широко будет раскрыт потенциал детей в раннем возрасте, будут зависеть творческие способности уже взрослого человека.
Для того, чтобы развитие ребёнка проходило правильно, и получило импульс к максимально широкому раскрытию творческих способностей, мамам и папам необходимо создать ряд условий:
- Способствовать физическому развитию ребёнка. Массажи, занятия на шаре и другие упражнения, начатые с рождения, создают основу для формирования творческого потенциала.
- Окружать предметами, побуждающими к скорейшему развитию. Например, годовалому ребёнку можно играть кубиками с буквами и цифрами, а родителям во время игр ненавязчиво их предлагать.
- Увеличение числа поставленных задач. Развитие любых способностей должно сопровождаться усложнением поставленных перед ребёнком целей. Познание мира детьми должно опираться не только на опыт взрослых. Следует предоставить ребёнку шанс самостоятельно находить ответы, тем самым стимулируя творческое развитие ребёнка.
- Предоставлять больше свободы выбора. Стоит позволить ребёнку самостоятельно выбрать, какой деятельностью он хотел бы заняться в данный момент. Ведь если он по-настоящему будет увлечен процессом, то всплеск положительных эмоций будет залогом того, что умственные усилия не приведут к переутомлению, а пойдут ребёнку на пользу.
- Помогать ребёнку лишь отчасти. Не стоит ребёнку помогать находить ответы и делать логические выводы, к которым он вполне способен прийти самостоятельно.
- Создать положительную атмосферу. Комфортный психологический климат в семье, дошкольном детском учреждении во время занятий для детей — залог успешного развития их творческих способностей.
Какова роль матери в развитии творческих способностей у детей?
Родителям необходимо всячески стимулировать детей к творчеству, поддерживать их и не осуждать в случае неудачи. С пониманием относиться к фантазиям ребёнка, сколь неожиданными и странными они не казались бы.
С первого года жизни матери необходимо уделять особое внимание таким направлениям развития ребёнка, как:
- Рисование. Начинать следует с пальчиковых красок. Они дадут ребёнку возможность познакомиться с цветовым разнообразием и испытать первую радость творчества. Стоит позволить детям окунуть в краску ладошки и даже стопы и сделать отпечатки на бумаге. А после того, как краска высохнет, маме можно их немного дорисовать и обсудить с малышом, на кого похожи следы. Для матери это еще и отличная возможность приучить детей к аккуратности. Показать, как важно убирать за собой, мыть руки, вытирать стол.
- Танцы. Стоит чаще включать ребёнку разнообразную музыку, брать на руки и танцевать с ним. Это позволит выработать первое чувство ритма, познакомит с новыми движениями и эмоциями. Также необходимо акцентировать внимание малыша на том, какая играет мелодия — медленная и грустная или быстрая и веселая.
- Занятия музыкой. Дети зачастую начинают свое первое знакомство с музыкой с материнских колыбельных. Также во многих домах можно услышать музыкальные произведения, доносящиеся из радио или телевизора. Все они оказывают влияние на ребёнка и формируют его музыкальный вкус. Однако не стоит включать ребёнку произведения классической музыки, если родители не получают от ее прослушивания удовольствия. Ничто искусственно преподнесенное не идет на пользу детям. Рекомендуется включать самые простые детские произведения и просить малыша аккомпанировать им на дудочке или с помощью барабана. Эти простые музыкальные инструменты вполне по силам освоить даже самому маленькому ребёнку.
Стимулирование речи через сценические навыки и занятия для детей
В подавляющем большинстве случаев основные условия для речевого развития ребёнка создаются родителями. Их естественное желание помочь детям адаптироваться в социуме и легко находить общий язык с окружающими заставляет расширять кругозор малыша практически с рождения. Стимулирование речи начинается с узнавания звуков голосов близких, их интонаций, комментирования детских и своих действий, приглашения принять участие в разговоре. Не играет большой роли, какое слово или фразу ребёнок произнесет первыми, важно лишь, чтобы желание высказывать свои мысли вслух его не покидало.
Зачастую родителям, не имеющим специального образования, требуется помощь в обучении ребёнка правильно строить фразы, интонировать их, хорошо выговаривать, поддерживать правильный темп в беседе. В формировании речевых навыков нет несущественных деталей. Ведь человеку постоянно приходится говорить в жизни: в семье, на учебе, на работе. Чем красноречивее человек и чем лучше он может донести свою мысль до собеседника, тем удачнее будут складываться его отношения с окружающими людьми.
Занятия для детей 4-6 лет могут включать обучение сценическим навыкам в театральных кружках, развивающих центрах и других детских дошкольных учреждениях. С ребёнком младшего возраста хорошей тренировкой речи будет комментирование во время прогулок всего происходящего вокруг, чтение книг, обучение скороговоркам, считалкам, потешкам и разгадывание загадок. Речевые занятия для детей должны проводиться и во время игр, рисования, разучивания песенок, домашних театральных постановок, просмотра мультфильмов.