Тромбоз — опасное состояние, которое требует быстрой оценки ситуации и обращения к врачу. В свете данных о некоторых вакцинах от COVID-19 обсуждение угрозы тромбозов приобрело особенную остроту.
MedAboutMe разбирался, как проявляет себя тромбоз на ранних стадиях и надо ли бояться вакцинироваться?
Тромбоз глубоких вен и тромбофлебит
Тромбоз – это состояние, когда тромб (сгусток крови) закупоривает кровеносный сосуд, тем самым перекрывая доступ кислорода и питательных веществ в тканях, которые лежат «ниже по течению». Кровь будет пробиваться через окрестных сосуды, а в месте тромба будет развиваться застой крови. Тромбы в артериях образуются реже, чем в венах. Это объясняется тем, что скорость кровотока в артериях существенно выше, чем в венах.
Нередко возникает путаница в терминологии, когда приравниваются понятия «тромбоз» и «тромбофлебит». Уточним, что во втором случае часть термина «-флебит» говорит о воспалении стенок венозных сосудов (что чаще всего наблюдается при варикозе). Это повышает риск образования тромбов. При тромбофлебите чаще всего поражаются поверхностные – подкожные вены и их притоки, глубокие вены поражаются в не более чем 10% всех случаев этого заболевания.
При тромбозе глубоких вен (ТГВ), как правило, воспаления стенок не происходит. Тромб формируется при повышении свертываемости крови и замедления кровотока (из-за варикоза, сидячего образа жизни, различных заболеваний). Чаще это происходит, как следует из названия, в глубоко расположенных венах.
Триадой Вирхова называют сочетание трех условий, при которых происходит образование тромбов: поражение сосуда (варикоз, травма), застой крови (сидячий образ жизни и др.) и нарушения свертывания крови. Для тромбоза необходимо выполнение, как минимум, одного из этих условий.
Самая опасная для пациента ситуация возникает при образовании так называемого флотирующего тромба – сгустка крови, меньшая часть которого прикреплена к стенке сосуда, а большая – плавает в его просвете. Такой сгусток в любой момент может оторваться и закупорить сосуд меньшего диаметра. Если он перекроет легочную артерию, то с 6,2%-ной вероятностью человек умрет из-за тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА).
В менее острой ситуации на фоне тромбоза вен нижних конечностей у 35-70% пациентов разовьется хроническая венозная недостаточность, посттромбофлебитический синдром и инвалидность.
Статистика по ТГВ и ТЭЛА нерадостная. По данным, которые озвучивают российские ученые из НМХЦ им. Н.И. Пирогова, ТГВ диагностируют у 22-25% пациентов, перенесших инфаркт миокарда, у 42-56% больных, у которых было выявлено острое нарушение мозгового кровообращения, а также у 9% пожилых пациентов из возрастной категории 65+.
Риск развития ТГВ значительно увеличивается при проведении хирургических операций. Как осложнение, ТГВ развивается у 25-28% пациентов, которым делали операцию на брюшной полости, у каждой пятой больной, оперированной по поводу гинекологических нарушений, а также у каждого четвертого урологического пациента.
У пожилых больных с переломами тазобедренной кости вероятность ТГВ достигает 45-59%.
Как распознать первые признаки тромбоза глубоких вен?
Чаще всего тромбы в глубоких венах образуются в синусах камбаловидной и икроножной мышц, где кровь течет медленнее всего. Так называемые пристеночные тромбы лишь частично перекрывают просвет сосуда, а закупоривающие полностью останавливают кровоток. При этом развиваются следующие симптомы:
- Тяжесть в ногах, боль и судороги
Застой крови и гипоксия тканей вызывают ощутимую тяжесть в ноге и неинтенсивную тупую, иногда пульсирующую или схваткообразную боль, разливающуюся по ходу вен. Боль усиливается при нажатии на икроножную мышцу. Обычно поражается только одна нога. Боль также усиливается при ходьбе и при движении в области голеностопного сустава. Нередко развиваются судороги мышц в пораженной ноге. На боль жалуется каждый второй пациент с ТГВ.
- Отек
Пораженная нога начинает увеличиваться в размерах, отекая буквально на глазах. Отек начинается примерно от голени. Этот признак развивается у 70% пациентов.
- Повышение температуры
Температура тканей в области отека повышается.
- Изменение цвета кожи
Из-за застоя крови перед закупоренным участком цвет кожи пораженной ноги становится синеватым, приобретает даже фиолетовый оттенок. Иногда на фоне роста температуры кожа краснеет. Из-за отека кожа натягивается и выглядит блестящей.
Существуют тесты, с помощью которых врачи оценивают вероятность тромбоза глубоких вен.
- Тест Хоманса
Человек ложится на спину и сгибает ноги в коленях. Врач сгибает стопу в голеностопе в тыльном направлении. Ощущение резкой или тянущей боли в икроножных мышцах говорит о том, что скорее всего у пациента тромбоз глубоких вен, а боль вызвана сдавливанием пораженных вен мышцами. Этот тест срабатывает в первые 2-5 суток заболевания.
- Тест Пратта
Пациент ложится на спину, сгибает пораженную ногу в колене, обхватывает икроножную мышцу обеими руками и сдавливает подколенную вену в области голени. Боль говорит о тромбозе глубоких вен.
- Тест Мейера
Икроножную мышцу пациента следует придавить ладонью по направлению к костям голени. Боль – признак ТГВ.
- Тест Лувальлубри
Пациента просят покашлять. При сокращении мышц пресса давление крови распространяется до того участка ноги, где находится тромб, вызывая боль.
Тромбоз глубоких вен верхних конечностей тоже встречается, но существенно реже. Среди возможных симптомов:
- Боль в шее и в плече, которая может разливаться до предплечья.
- Отек пораженной конечностей, иногда только кисти.
- Слабость в пораженной руке.
- Голубоватый цвет кожи пораженной руки.
Диагностика и лечение тромбоза глубоких вен
Конечно, сегодня врачи ставят диагноз не только на основание результатов осмотра пациентов и проведения простейших тестов. Окончательный диагноз ставится по результатам анализа крови и УЗИ.
Перечисленные выше признаки — повод немедленно обратиться к врачу. Но если при этом наблюдаются одышка, тахикардия, головокружение, боль в груди, усиливающаяся при вдохе — следует вызывать скорую, так как речь идет об угрозе ТЭЛА.
ТГВ лечат назначением препаратов, разжижающих кровь. Важно понимать, что при ТГВ человеку лучше находиться в больнице под присмотром врачей, так как ТЭЛА – это жизнеугрожающее состояние, можно просто не успеть дождаться приезда скорой.
Прием антикоагулянтов тоже должен производиться только по назначению врача. Это довольно опасные препараты, среди побочных эффектов у них внутренние кровотечения. Поэтому самостоятельный их прием категорически не рекомендуется.
Пациентам с ТГВ также обычно прописывают ношение компрессионных чулков. В экстренных случаях возможно проведение хирургической операции по удалению тромбов.
Сегодня известно, что при введении вакцины от COVID-19 от компании AstraZeneca незначительно повышается риск образования тромбов в венах головного мозга или брюшной полости. Этот риск оценивается в 1,6 случая на 100 тысяч доз вакцины.
Сам факт увеличения вероятности образования тромбов при вакцинации от COVID-19 вызвал у множества людей страх перед прививками. В том числе и у россиян – ведь вакцины «Спутник» относятся к той же группе аденовирусных векторных вакцин, что и препарат AstraZeneca.
Исследования показали, что образование тромбов при вакцинации – проявление тромбоза с синдромом тромбоцитопении (TTS). В июне 2021 года группа ученых из Великобритании и Нидерландов опубликовала в журнале The New England Journal of Medicine статью, в которой утверждает, что механизм развития TTS отличен от традиционных механизмов образования тромбов, поэтому вакцина безопасна для населения.
Тем не менее есть отдельные категории граждан, кому рекомендовано заменить аденовирусную векторную вакцину на препарат из другой группы вакцин («КовиВак» в России или препарат Pfizer и другие вакцины за рубежом). К данным категориям населения относятся:
- Пациенты, имеющие в анамнезе эпизод гепарин-индуцированной тромбоцитопении.
- Пациенты, у которых уже были тромбоз вен органов брюшной полости и тромбоз венозных синусов головного мозга.
- Пациенты с аутоиммунным заболеванием под названием «антифосфолипидный синдром».
При этом люди, у которых уже были ТЭЛА, ТГВ, инфаркт миокарда или инсульт, не входят в группу повышенного риска развития TTS при вакцинации препаратом AstraZeneca. Но многие из них входят в группу риска развития тяжелых форм COVID-19, так что отказываться от вакцинации им не следует.