Развитие детей от 1 до 2 лет: первые слова и фразы малыша

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

На втором году жизни происходит бурное речевое развитие ребёнка. Адекватные реакции на словесные сигналы возникают у малыша к 10-12 месяцам. В возрасте 9-18 месяцев он произносит первые слова. К 2 годам карапуз уже умеет составлять простые фразы из двух слов. Подобно взрослым, осваивающим иностранный язык, годовалые крохи гораздо больше понимают, чем могут словесно выразить. Мама и папа должны помогать своему чаду в освоении речи. Это важно и для общего развития малыша, и для налаживания взаимопонимания между ним и близкими людьми.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Развитие речи у детей: первые слова

Развитие речи у детей: первые слова

Если до года деятельность малыша сводилась к эмоциональному общению с мамой, то после года в его жизни наступает новый период: активное передвижение в пространстве, манипуляции с предметами, приобретение некоторой степени автономии. В предметной деятельности возникает смысловое обозначение вещей и действий. Интересно, что одни малыши предпочитают слова, обозначающие людей и предметы — существительные, другим больше нравятся глаголы — описание действий: дай, уйди, хочу.

В 1-2 года дети любят указывать пальчиком на какой-либо предмет со звуком «ы?». Считается, что это незавершенное хватательное движение: кроха протягивает ручку, стремясь схватить удаленный объект. Родители обычно интерпретируют этот жест, как вопрос «что это?» и принимаются объяснять, как предмет называется и для чего он нужен. И это правильное поведение. Видя указующий жест, нельзя одергивать малыша. Нужно воспринимать это как приглашение к разговору: чем чаще родитель будет рассказывать своему ребёнку про всё, что он видит вокруг, тем быстрее пополниться его пока еще пассивный словарный запас.

Комментарии по поводу заинтересовавших ребёнка предметов рекомендуется подкреплять тактильными ощущениями. Пусть ребёнок прикоснется к дереву или цветку, с которыми его только что «познакомили». У него лучше отложиться в памяти название часиков, расчески или чашки, если он подержит их в руках. С ребёнком нужно не стесняться все время разговаривать не только дома, но и на улице. Необходимо не просто называть предметы, а объединять их с прилагательными и глаголами: «красное вкусное яблоко», «папа пьет молоко», «возьми желтую шапочку», «у девочки красивое синее платье». Обсуждать можно как реальные вещи, так и их изображения на картинках — годовалый малыш уже в состоянии соотнести образ с предметом.

В начале второго года развития детям свойственно связывать слово с конкретным объектом: если говориться «кукла», то имеется в виду только эта кукла, а не какая-нибудь другая. Но к концу второго года жизни малыши постепенно приучаются обобщать, то есть обозначать одним словом группу схожих предметов: кукла — это уже не только эта кукла, но и любая другая. Способность к обобщению формируется быстрее, если ребёнку не просто показывают предметы, а учат действовать этими предметами и одновременно проговаривают, какие действия выполняются: «Миша надевает шапку», «Дима гладит кошку», «Ирочка ест кашу». К ребёнку нужно чаще обращаться с просьбами: «принеси книгу», «дай мне книгу», «найди картинку в книге», «положи машинку на стол», «возьми куклу» и т. д.

Речевое развитие ребёнка: первые фразы и развитие мелкой моторики

Речевое развитие ребёнка: первые фразы и развитие мелкой моторики

Первые полноценные фразы могут прозвучать уже в полтора года. Обычно это повелительные или вопросительные предложения: «мама, пить!», «папа, дай!», «киса где?», «мама, иди». К двум годам малыш начинает склонять существительные по падежам. После произнесения первых предложений речевое развитие ребёнка протекает очень интенсивно: с каждым днем фраз становится все больше. Здесь важно показать ребёнку, что его речь понятна. Если малыш плохо выговорил слова, их нужно сразу же «перевести»: повторить за ним, произнося правильно.

Усвоить множество новых слов помогают сюжетные игры. Игрушки могут выполнять разнообразные действия: ходить, гулять, прыгать, спать, есть. Руководя куклой (зверюшкой, машинкой) или наблюдая, как это делает ребёнок, нужно обязательно комментировать: «зайка поел», «кукла Настя одевается», «машинка едет». Разыгрывая сценки с игрушками, можно петь песенки, читать стишки и потешки. Стишками-приговорками (потешками) рекомендуется сопровождать любой режимный процесс: умывание, одевание, купание и т. д. Например, когда ребёнок кушает, можно приговаривать так:

  • Это — ложка,
  • Это — чашка.
  • В чашке — гречневая кашка.
  • Ложка в чашке побывала -
  • Кашки гречневой не стало!

Полноценному речевому развитию ребёнка способствует выполнение упражнений, в которых отрабатываются мелкие движения рук. Давно замечено, что развитие мелкой моторики ускоряет освоение речевых навыков. Чтобы детские пальчики стали ловкими, можно использовать такие игры:

  • Взять несколько небольших пластиковых банок, внутрь положить игрушки и закрыть крышки. Ребёнок должен отвинтить крышки и достать игрушки.
  • Научить малыша цеплять яркие прищепки на край банки или коробки, а потом забрасывать прищепки в эту же банку.
  • Прятать маленькие игрушки в емкостях с крупами или горохом, а затем разыскивать их там на ощупь.

Для развития мелкой моторики можно дать малышу листы бумаги, чтобы он их комкал и рвал. Подойдет и поверхность, усыпанная мукой, — на ней можно пальчиками рисовать узоры. Если снабдить ребёнка множеством коробочек с крышками, он будет с удовольствием снимать крышки и прятать там свои кубики, прищепки, игрушки.

Почему малыш не говорит?

Почему малыш не говорит?

Дети могут поздно начать разговаривать по нескольким причинам: генетическая предрасположенность, плохое развитие двигательных способностей (мелкая моторика), дефицит вербального общения с родителями. Тормозят развитие речевых навыков родовые травмы, негативные воздействия во время внутриутробного периода, перенесенные серьезные болезни.

Если ребёнок в возрасте от 1 года до 2 лет не заговорил, но при этом активно лепечет, жестикулирует, эмоционально реагирует на слова взрослых, то, вероятно, беспокоиться не стоит — кроха скоро заговорит. Хуже, если ребёнок играет в однообразные игры, совершает стереотипные движения, не считывает эмоции родителей, не всегда реагирует на звук своего имени и обращенные к нему вопросы — все это является поводом обратиться к специалистам.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 31.05.2016 14:55, обновлено 17.04.2020 19:10
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
Общая психология / Маклаков А.Г. 2008

Читайте также

Методика развития речи детей: как улучшить речевые навыки ребенка
Какие существуют методики развития речи детей? Как заниматься с ребенком, чтобы развить у него красивую речь? Читайте полезные советы в нашей статье.
Речевое развитие детей 3-4 лет
В чем проявляется особенность речевого развития детей 3-4 лет? Как должен говорить малыш в этом возрасте? Читайте о нормах речевого развития детей.
Речевое развитие ребенка
Как понять, что развитие речи ребенка соответствует норме? Когда стоит обратиться к специалистам? И во что играть, чтобы малыш заговорил быстрее?