Все дети любят играть. Это аксиома, которая не требует доказательств. Однако многие мамы и папы недооценивают важность игры. Часто она кажется им пустой потерей времени, которое ребёнок мог бы потратить на что-то полезное и развивающее его таланты.
Психологи утверждают, что родители, которые думают именно так, неправильно оценивают значение игры для развития ребёнка, особенно самого младшего возраста. Уверенные в гениальности своего малыша и решительно настроенные на развитие его талантов (реальных или вымышленных), мамы с усердием записывают своих детей на занятия по ментальной арифметике, языковым курсам, спортивным секциям, кружкам скорочтения и прочим модным развивающим студиям.
Чтобы ребёнок мог повсюду успеть, родители с легкостью жертвуют сущей «ерундой», с их точки зрения, то есть, возможностью просто поиграть. Для взрослых беготня по комнате с машинкой или раскладывание принесенных с улицы камешков — это просто примитивное баловство. Но детские психологи смотрят на все это совершенно иначе.
Зачем детям так нужны игры
В данном случае речь не идет о специальных развивающих играх. Малышам надо время от времени просто играть. Это не только развлечение, это их основной вид деятельности, который обычно соответствует определенному возрасту. Именно в процессе такой деятельности и происходит познание окружающего мира, обучение простейшим навыкам, формирование личностных качеств, получение знаний, а главное опыта.
Ребёнок познает полноту мира через игру: в самом юном возрасте это практически единственный доступный ему способ развития. Вместо того чтобы раздражаться по этому поводу, взрослым, напротив, следует брать на вооружение этот простой, но действенный метод воспитания, чтобы развитие ребёнка шло легко, естественно и без стрессов.
К примеру, маленький мальчик испытывает страх перед темнотой, и это мешает ему по вечерам нормально засыпать. Можно, конечно, его убеждать, регулярно проверять, нет ли страшных монстров под кроватью и в шкафу, сердиться, раздражаться, но это далеко не всегда приводит к желаемому результату. И вот тогда на помощь может прийти обучающая игра.
Как правило, у детей хорошо развито воображение. Именно поэтому они видят в темных углах спальни монстров и чудовищ. Так используйте это для преодоления детского страха. Пусть кроватка вашего мальчика станет ночным походным лагерем с уютной палаткой из одеяла и подушек. А ночной светильник возле кровати — это специально зажженный факел или костер, который отпугивает всех страшных животных, спрятавшихся в ночном лесу.
Пусть это продлиться несколько дней или даже недель, но в итоге игровой метод даст возможность ребёнку самостоятельно взять под контроль свои собственные страхи. Преимущества игры заключаются в том, что дети проживают через нее окружающую реальность и в результате меняют ее (или, по крайней мере, меняют свое отношение к ней). В процессе игры ребёнок устанавливает свои правила, действует по ним, а следовательно, рано или поздно приходит к выводу, что может при необходимости влиять на окружающий мир.
Как игры способствуют развитию ребёнка
Как считают психологи, для детей игра — это своеобразная репетиция жизни. Если их лишить этой возможности, то они не испытают на своем опыте многие привычные для взрослых процессы и действия, не смогут сделать собственных выводов о каких-то предметах и явлениях. Это обедняет их детство, сделает развитие ребёнка не таким гармоничным, а его самого — менее самостоятельным.
Самые простые действия малыша, которые родителям кажутся бессмысленными шалостями, для него на самом деле имеют большой смысл и выполняют важную задачу познания мира. Так, самые маленькие детки часто бросают какие-то предметы, потом подбирают их и снова бросают. На самом деле взрослые становятся свидетелями познания ребёнком материального мира. Он осознает, что:
- предмет (например, кубик) твердый и не меняет своей формы;
- его можно передвинуть, бросить, перевернуть на любую из его граней;
- при падении он может издавать разный звук (стук о твердый пол или мягкий ковер).
Более того, идет психологическое развитие, то есть осознание, например, таких сложных понятий, как цикличность. Малыш разбросал кубики — мама собрала и вернула их назад в коробку. Или при падении коробки с карандашами они раскатились по полу. Можно собрать их с пола, положить в коробку и рассыпать, к примеру, по столу. За одним действием следует другое, выстраивается цикл, ребёнок видит определенную закономерность.
Совсем маленькие дети сосредоточены, прежде всего, на себе. Для них общение со сверстниками пока имеет небольшое значение. Их больше интересует окружающий предметный мир, самые простые физические свойства предметов. Но чем старше становится малыш, тем шире круг его интересов. В предметах его уже начинают привлекать их функциональность и предназначение. Скажем, кубики можно не просто бросать, но и построить из них башню.
В возрасте от трех лет малыш уже в состоянии придумывать сюжеты для своих игр. Из кубиков можно построить королевский замок, а машинку не просто катать по полу, а устроить гонки. В таких играх дети начинают примерять на себя определенные социальные роли — принцессы, рыцаря, гонщика, повара, врача.
Какие преимущества должны видеть родители в детских играх
Родителям необходимо по-новому взглянуть на детские игры, если они до этого не видели в них никакого особого смысла. При внимательном непредвзятом взгляде они увидят массу преимуществ, которые дает ребёнку простая игра. Среди множества плюсов можно выделить следующие:
- Игры часто способствуют творческому развитию ребёнка. Ведь они развивают воображение и нестандартные подходы к решению проблем. Детская фантазия создает уникальный мир, для этого даже не нужно владеть кистью, как выдающийся художник, или в пять лет создавать гениальные музыкальные произведения. Творческий подход пригодится в будущем для любой, выбранной малышом, профессии.
- Игры способствуют более активной коммуникации. Даже тихие и застенчивые малыши в процессе увлекательной игры охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.
- При помощи игры можно снять стрессы и напряжение в отношениях. Детям очень важно научиться справляться со своими эмоциями и правильно выражать те чувства, которые они испытывают.
- Игры развивают сочувствие и ощущение сопереживания. Например, девочка играет в доктора и лечит своего плюшевого мишку. Она ему не просто делает уколы игрушечным шприцем. Она ему сопереживает и хочет его поскорее вылечить.
Играйте в полезные игры всей семьей — и сможете создать много новых и уютных семейных традиций.