Игры включены в программу развития ребёнка практически с самого его рождения. И чего в них больше – развлекательного или поучительного – сказать сложно. В любом случае они воздействуют на такие чувства как любопытство и любознательность. А вместе с ними затрагивают более глубинные процессы – память, мышление, внимание.
Средства развития у ребёнка внимания
Среди различных видов игр и заданий родителям надо усвоить главное правило – занятия должны носить системный характер, дети способны выдержать по 7-10 минут ежедневных тренировок внимания. Задания на развитие внимания могут проходить не только в форме игр. Это могут быть соревнования, приготовление еды и уборка, поход в магазин за продуктами, прогулка. То есть выбор места проведения занятий для детей может быть произвольным. Просто надо уметь обращать внимание ребёнка на интересные объекты, предметы и уметь обыгрывать их, пытаться заострить внимание на необычных деталях и особенностях.
Одно из любопытных средств равития рабенка – навык переключения внимания. Скажем, ребёнку предлагают определить предмет на ощупь. Занятие не сложное, тем более если этот предмет ему знаком. Но оказывается, что это действие затрагивает сразу несколько органов восприятия – память, наблюдательность, внимание, восриятие формы и качества материала. Внимание невольно переключается с одного качества объекта на другое и, собрав их воедино, он уже может судить о самом предмете. Выходит, что внимание – это предтеча мышления и деятельности, способ приобретения тех самых навыков, которые повлияют на дальнейший жизненный ход. По мнению психологов, чем больше задействовано средств развития у ребёнка внимания, и чем выше его уровень, тем успешней будет его дальнейшее обучение.
Игры на внимание для развития ребёнка
Конечно в паре взрослый и ребёнок первый выступает в роли ведущего, а второй в роли ведомого. Для развития ребёнка в плане внимания это особенно важно, потому что процесс должен быть обоюдным. Самая простая форма подобного взаимоднйствия – вопрос-ответ. Но при всей кажущейся простоте именно игры способны обучить ребёнка выделению признаков предметов и явлений, умению разбираться в последовательности букв, цифр, геометрических узоров. Многие игры направлены на координацию и коррекцию движений, которые в качестве средства развития ребёнка бывают просто необходимы.
«Работа с текстами» научит детей не только сосредоточенности, но и распределению внимания по всему материалу, умению переключать его с одного задания на другое, рассчитывать объём работы с текстом. Приведем самый простой вариант игры с текстом. Ребёнка просят вычеркнуть из него 1-2 повторяющиеся буквы. К вниманию в этом случае оказывается подключена еще и память. Буквы следует не только запомнить, но и не пропустить.
Можно устроить даже соревнование на вычеркивание букв между ребёнком и взослым. А потом устроить еще проверку работ друг друга на ошибки. Взрослому при этом можно «поддаваться», это возымеет свое дополнительное действие на развитие ребёнка. Система повторов заложена также в игре «найди подобное» среди предложенных карточек с изображением предметов. Скажем, из пяти предметов надо найти два одинаковых. На этом же основана игра на повторение движений ребёнком вслед за взрослым. Повтор, подражание, да еще с подсказкой – прекрасный способ развития ребёнка и его внимания, пускай еще и не совсем осознанного.
По-своему любопытны упражнения на развитие у ребёнка кратковременной памяти с увеличением ее объёма. Можно разложить предметы в определенном порядке и дать ребёнку возможность их запомнить. Потом попросить ребёнка отвернуться, поменять пару из них местами и спросить что изменилось. Есть еще такой эффект как «рассеянное внимание». Его тоже можно развить, если заставить ребёнка заниматься хотя бы сразу двумя делами.
Внимание и творческое развитие детей
Вряд ли творческое развитие детей было бы возможно без участия в этом процессе внимания. Игра – это не только способ развития внимания, игра – это еще и творчество. Она – ведущий вид деятельности дошкольников.
Для них это и учеба, и труд, способ воспитания и познания окружающего мира. Пробудить интерес к приобретенным умениям, навыкам, знаниям можно как раз при помощи этого вида детского навыка. При чем благодаря творческому развитию ребёнка момент внимания усиливается и идет уже рука об руку с моментом познания.
Часто дети не просто занимаются интересным процессом игры, но и получают реальные плоды своих деяний. Например, ребёнку предложили нанизать разноцветные бусинки на кусок проволоки. В помощь дали рисунок, по которому надо сделать нечто подобное. Дети, как правило, оказываются увлечены не столько процессом, сколько результатом своего занятия: в итоге их ждет желанное украшение. Попутно можно отметить другие полезные свойства процесса нанизывания – будет равиваться объём внимания и его концентрация, а также развиваться мелкая моторика пальцев. То же самое можно проделывать и с геометрическими фигурами, которые также заставят внимание «работать» на творческое развитие детей.
Развитие у ребёнка внимания можно начать и с элементарных музыкальных опытов. Одно из средств развития ребёнка -- эксперимент с музыкальными «игрушками». Берутся известные детям предметы – музыкальные или бытовые, взрослый прячется за ширмой и последовательно издает звуки. Кто из ребят больше назовет источников, тот и победил. Процесс этот хорош тем, что в нем может принимать любое количество участников.
Как видим развитие ребёнка сопряжено с целым множеством областей – от восприятия до мышления и познания, и внимание в этой череде занимает чуть ли не основное средство развития ребёнка.