Третий год жизни ребёнка — непростой период как для самого малыша, так и для его родителей. В 2-3 года маленький человек преодолевает один из кризисных этапов взросления. У него перестраивается психика, формируется внутреннее «Я», развиваются волевые качества. Малыш начинает настойчиво заявлять о себе, как о самостоятельной личности. В своем стремлении самоутвердиться он все чаще демонстрирует упрямство, своеволие и непослушание. Но, несмотря на протестные настроения и стремление к самостоятельности, трехлетняя кроха остается уязвимой, беспомощной и полностью зависимой от взрослых. Родителям нужно проявить максимум такта и терпения в этот переломный период. В их силах помочь малышу успешно преодолеть кризис взросления и в полной мере реализовать возможности развития.
Психическое развитие ребёнка 3-х лет
Возраст 2-3 года — это период активного развития мышления и речи, овладения навыками общения и самообслуживания. На этом этапе ребёнок быстро расширяет словарный запас, учится строить сложные предложения. С каждым днем у него улучшаются память и внимание. Он уже способен на 10-15 минут сосредоточиться на конкретном занятии, представляющем для него интерес. Трехлетний ребёнок внимателен к объяснениям и рассказам взрослых. Он с любопытством вслушивается в разговоры окружающих и постепенно учится постигать логику их мыслей. В этом возрасте уже можно менять поведение малыша не только посредством переключения его внимания, но и силой убеждения.
Особенностью психического развития ребёнка в возрасте 2-3 лет является формирование способности к продуктивной творческой деятельности. Трехлетка уже способен воспроизводить вымышленные ситуации, изображать воображаемых людей и животных. Ему становятся доступны такие виды деятельности, как рисование, лепка, игры с распределением ролей. Творческие занятия имеют большое значение для формирования детского интеллекта. Трехлетний возраст — это период, когда происходит активное развитие ребёнка, закладываются основы его дальнейших успехов в музыке, рисовании, языках, математике и прочих сферах человеческой деятельности.
Кризис трехлетнего возраста у малыша
В возрасте 2-3 лет ребёнок начинает активно изучать окружающий мир. Каждый день он осваивает новые навыки, преодолевает трудности, решает сложные задачи и ждет от взрослых одобрения и похвалы. Родители, бабушки и дедушки являются для малыша образцом для подражания и непререкаемым авторитетом, но ребёнок ощущает сильную потребность и в признании собственных достижений. В этом возрасте у него формируется чувство собственного достоинства, он очень нуждается в положительной оценке своих поступков со стороны взрослых членов семьи.
В процессе активной деятельности у трехлетнего ребёнка обязательно возникнут намерения, которые будут идти вразрез с желаниями родителей. Пытаясь добиться своих целей, он будет проявлять непривычную настойчивость и упрямство. Такой «испортившийся характер» на самом деле не что иное, как выработка внутренних позиций, формирование личности, прощупывание возможностей реализации «хочу» через «могу». Родителям придется искать компромиссные решения, чтобы, с одной стороны, не уронить свой авторитет в потакании детским капризам, а с другой — не помешать формированию у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Кризисные стадии развития ребёнка — это время резких сдвигов, стремительных личностных перестроек. Хотя, на самом деле, неизбежным является не кризис, а переломный момент, характеризующийся быстрыми качественными изменениями личности ребёнка. Такая перестройка может продолжаться недолго и быть некритической. При неблагоприятных обстоятельствах изменения затягиваются, протекают тяжело и именно в этом случае их называют кризисом. Если родители вовремя пересмотрят свои взаимоотношения с ребёнком, примут его новые потребности и побуждения, то условий для возникновения кризиса не появится, и переход ребёнка на качественно новую стадию развития пройдет гладко.
Рекомендации родителям
Большая ошибка — стараться сделать все за ребёнка. Если малыш пытается сам одеться, умыться или выполнить любое другое посильное для своего возраста действие, нужно обязательно поощрять его инициативу. Родитель, который из-за экономии времени или по другим причинам пресекает попытки малыша совершать самостоятельные шаги, затягивает стадию взросления и мешает ему наработать соответствующие его возрасту навыки.
Умения не формируются с первого раза. Взрослые должны давать ребёнку достаточно времени на освоение тех или иных действий. Нельзя сомневаться в его возможностях, подшучивать над ним или торопить. Малыш должен ощущать поддержку и заинтересованность со стороны родителей. Но ценна только заслуженная похвала. Не стоит откровенно преувеличивать успехи ребёнка. Если он не справился с заданием, нужно выразить уверенность, что у него обязательно получиться в следующий раз.
В трехлетнем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. Возможности этого периода нужно использовать с максимальной выгодой: приобщать маленького человека к различным видам интеллектуальной и творческой деятельности, предлагать ему разные виды занятий, организовывать обучающие игры, поощрять его общение со сверстниками и поддерживать его во всех начинаниях.