Во втором полугодии первого года жизни развитие ребёнка идет еще интенсивнее. Зная особенности детей в этом возрасте, родители могут заранее подготовиться к грядущим переменам.
Первые 6 месяцев жизни своего малыша позади, теперь его ждут новые открытия и возможности. Развитие ребёнка после 6 месяцев может идти разными темпами. Кто-то из детей быстро учится всему новому и к 9 месяцам уже ходит самостоятельно, а кто-то только к 8 месяцам начинает хорошо сидеть. Не стоит переживать и сравнивать своего ребёнка с другими детьми. При всех сомнениях, правильно ли едет развитие ребёнка, лучше обращаться к педиатру или к неврологу.
Развитие ребёнка от 7 до 9 месяцев
Ребёнок учится сидеть, ползать, вставать у опоры и перешагивать около нее. Важно не то, насколько быстро ребёнок научится это делать, важно то, как он это делает. Неправильное сидение может вызывать деформации грудной клетки, а неправильная ходьба ─ ног. Поэтому торопить ребёнка, насильственно садить или ставить нельзя. Нужно стимулировать его, чтобы он захотел научиться всему сам.
К возрасту 6-7 месяцев многие малыши уже умеют ползать на животе, отталкиваясь руками и подтягивая вслед за ними ноги. В один прекрасный день ребёнок замечает, что встав на четвереньки, можно передвигаться. Так получается быстрее и удобнее. Некоторые дети сначала ставят вперед руки, после этого подтягивают ноги. Другие малыши выставляют правую руку и правую ногу вперед, затем подтягивают левую руку и левую ногу. А остальные дети передвигаются «правильным» способом. Для этого они сначала «шагают» правой рукой и левой ногой, переносят на них центр тяжести тела и потом делают «шаг» левой рукой и правой ногой.
Ползание на четвереньках является очень важной деятельностью, способствующей укреплению всех мышц тела детей. Впоследствии это обеспечивает здоровую осанку. Желательно, чтобы ребёнок сначала научился именно ползать, а потом садиться и вставать. Большинство детей в возрасте от 7 до 8 месяцев могут самостоятельно сесть из положения лежа. Спинка ребёнка в положении сидя должна быть прямой. Бывают дети, которые не ползают вообще. Связано ли это с какой-то неврологической проблемой или просто является индивидуальной особенностью ребёнка, можно обсудить со своим педиатром или неврологом.
Малыши становятся еще более любознательными, подолгу рассматривают игрушки, перекладывают их из одной ручки в другую. Они изучают новые свойства предметов и свои возможности. Дети трясут игрушкой; прислушиваются, издает ли игрушка какой-либо звук; стучат игрушкой по полу и бросают ее.
Постепенно ребёнок начинает понимать обращенную к нему речь, а не только интонацию. На вопросы: «Где папа? Где мячик?» ─ малыш начинает искать глазами знакомое лицо или любимую игрушку.
Прежде чем вступить в игру, ребёнок рассматривает взрослого. Он может испугаться и заплакать, если с ним вступил в контакт кто-то не очень знакомый. Может выбирать между взрослыми. К примеру, уползти к папе, вернувшемуся с работы, и требовать от него внимания.
После 6 месяцев жизни детям активно вводятся прикормы. Они уже могут снимать пищу губами с ложки, учатся пить из поильника или из чашки. Вполне возможно, что ребёнок будет убирать руки родителей, пытаясь сделать все самостоятельно. Он может ухватиться за ложку с кашей или отодвинуть ее, если уже наелся.
У ребёнка постепенно формируется объёмное зрение, он учится различать формы предметов, их размер, расположение предметов в пространстве относительно друг друга. Он может оценить расстояние до предмета, насколько далеко он от него находится.
Развитие речи характеризуется тем, что появляется выразительный лепет. Ребёнок повторяет различные простые слоги с разной интонацией. Постепенно он соотносит определенные слоги с разными людьми и предметами, например, «ма-ма-ма» ─ это мама, «ням-ням-ням» ─ просит кушать.
На что стоит обратить внимание родителям?
Для полноценного развития ребёнка требуется свобода движений и свободное пространство. Задача родителей ─ обеспечить эту свободу. Использование манежа стоит свести к минимуму, а ребёнка отпускать ползать по полу. Родители должны опуститься на уровень ребёнка, встав на пол на четвереньки, и осмотреть свое жилище именно отсюда. Это необходимо для обеспечения безопасности ребёнка. Нужно убрать все лишнее, опасное и ценное, до чего сможет дотянуться ребёнок. Развитие ребёнка идет полным ходом с каждым новым днем. Через пару дней он доберется туда, куда сегодня еще не мог забраться.
Стоит оставлять в разных уголках комнаты игрушки и предметы, интересные для ребёнка. Это будет побуждать его ползти, вставать, искать новые пути к заветной цели.
Когда ребёнок начнет вставать, то сложно избежать падений, ударов и синяков. Конечно, стоит быть рядом с ребёнком, чтобы избежать серьезных травм. Нельзя оставлять детей без присмотра. Но постоянно держать ребёнка не следует. Беспрестанная поддержка родителей не способствует развитию у них координации движений.
Важной задачей родителей является развитие у ребёнка понимания речи. Для этого нужно использовать простые слова и фразы, подкреплять свои слова нужной интонацией и действием. Например: «Сейчас Сережа будет кушать кашу. Вот ложка, вот тарелка. Ах, какая каша вкусная!» Дети очень быстро впитывают в себя новую информацию и в скором времени смогут удивить родителей. Через некоторое время при упоминании о каше, Сережа будет искать глазами ложку с тарелкой и чмокать ротиком.
Игрушки, игры и занятия для детей 7-9 месяцев
Многие родители отмечают, что ребёнок перестал интересоваться погремушками, «сам не знает, чего хочет» и постоянно просится на ручки. Не стоит переживать по этому поводу. Развитие ребёнка находится на том этапе, когда он еще не разделяет себя от мамы. По его мнению, мама всегда должна быть рядом и в поле его зрения. Ребёнок все чаще начинает реагировать негативно на других людей. Возможно, он не захочет остаться с бабушкой, с которой раньше любил проводить время. Это нормально. Нужно спокойно пережить этот период. Лучше придумать для него новые развлечения, стараться играть вместе с ним, раскрывать новые свойства старых игрушек.
- Игра «Мама, подними!» ─ приносит много радости детям. Ребёнок кидает игрушки и ждет, когда мама их поднимет. Многие дети визжат и смеются в это время. Можно предложить предметы, которые издают самые разные звуки при падении.
- «Ладушки», «Сорока-ворона», «Полетели-полетели», «Ехали-ехали» и другие игры, которые сопровождаются веселыми стихами и прибаутками. Ребёнок обычно сидит у мамы на коленях, мама обнимает его сзади, держит его за ручки, поет веселые песенки и играет. Эти игры помогают развивать речь, изучать части тела и действия человека.
- «Прятки» ─ любимая игра всех поколений. Можно прятать какой-либо предмет, а можно прятаться самим. Малыши в возрасте 7-9 месяцев будут искать любимую игрушку под платком, куда ее положил папа, или открывать коробочку, куда мама спрятала кубик. Игра в «Ку-ку» ─ один из вариантов игры в прятки. Папа, выглядывающий из-за двери и прячущийся снова, вызовет бурю восторга у малыша. Можно ребёнка накрывать пеленкой и «искать» его под ней самим родителям.
- «Дай-на» ─ игра, которая помогает в развитии речи и изучении действий. Это одни из первых слов детей первого года жизни. «Оля, дай мне мячик! Спасибо. На, Оля мячик!» ─ примерно такими фразами стоит сопровождать свои действия.
- Пирамидка ─ помогает изучать цвета, размеры, формы, часть и целое. Пирамидки бывают из разных материалов, с разной формой колец. Родители должны показать, как разбирать и собирать пирамидку, как играть колечками, чтобы заинтересовать малыша.
- Сортер ─ это коробка или емкость другой формы с отверстиями по бокам или на крышке. Отверстия бывают различных форм (звездочка, круг, цветок). В эти отверстия необходимо спускать предметы соответствующей формы. Конечно, семимесячный малыш не сообразит, как это делать. Но повертеть в руках игрушку, ознакомится с ее составляющими будет очень интересно.
- Кубики ─ незаменимая игра для детей всех возрастов. Ребёнок будет с радостью рушить башни, а затем и строить их сам. Папа может построить гараж для машинки и спрятать ее там.
- Башенки из стаканчиков ─ популярная игрушка для детей первого года жизни. Она представляет из себя набор разноцветных стаканчиков одинаковой формы, но разной величины. Можно сложить стаканчики один в другой, а можно построить из них высокую башню. С помощью этой игрушки можно изучать цвета, понятия «большой-средний-маленький» и др.
- Игрушки для купания ─ можно играть резиновыми игрушками, куклами-пупсами или посудкой. Стоит показать, как переливать водичку из одной емкости в другую, как игрушки тонут и всплывают, как сделать веселые брызги. Ребёнок уже может сидеть в ванной самостоятельно или с помощью удерживающих устройств, поэтому купание становится не только гигиенической процедурой, но и интересным и познавательным времяпрепровождением.