- Средства развития ребёнка: мыслить нестандартно
- Группа развития детей: шкала способностей
- Творческое развитие детей: грани одаренности
- Чрезмерное развитие деятельности детей
Общество всегда нуждалось в одаренных и незаурядных людях, это его «золотой фонд», если хотите. К тому же, одаренный человек способен к более целостной реализации своей личности, в основе которой лежит гармоничное развитие ребёнка. Именно оно определит в дальнейшем те средства развития ребёнка, которые окажутся оптимальными. Собственно развитие одаренных детей во многом закладывает основы последующего школьного образования. Можно возразить, что не все предметы и навыки даются детям одинаково хорошо. Но задача в другом — том самом общем развитии, которое позволит приобрести кругозор и соотнести свои способности со смежными областями их применения. Иными словами, подобрать средства развития ребёнка, в чем и заключается основная задача более опытных наставников.
Средства развития ребёнка: мыслить нестандартно
Люди, умеющие мыслить нестандартно ценились всегда. Однако опыт современного образования показал, что этому нельзя научить, можно лишь направить развитие ребёнка на реализацию тех незаурядных способностей, которые в нем заложены. Не менее важно правильно определить подходящие средства развития ребёнка. Их великое множество, и они, в свою очередь, складываются в систему методик, которые помогают осваивать определенные знания и умения и непосредственно влияют на развитие деятельности детей.
Как распознать одаренных детей и как поддержать их дальнейшее развитие — всем этим занимается Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который существует с 1975 года, и который координирует работу по обучению и развитию детей в международном сообществе. Причем право на индивидуальность заслуживает каждый ребёнок. Чем раньше будут выявлены его индивидуальные особенности, тем успешнее пойдет дальнейшее творческое развитие детей.
Конечно, все дети с детства рисуют, поют, танцуют, учатся счету и чтению. И здесь можно использовать такие действенные способы выявления скрытых способностей как наблюдение, беседа и тестирование. Они могут проходить в форме легкой, увлекательной игры, способной повлиять на творческое развитие детей. Безусловно, все дети разные — по характеру, умственным задаткам и способностям к творчеству. Тем не менее, группа развития детей была и остается приоритетной формой развития коллективного сознания, которое безусловно влияет на развитие творческого потенциала ребёнка самым положительным образом.
Любопытно, что поначалу понятия одаренности и таланта рассматривались как данность, причем нередко между ними ставился знак равенства, и уж никак они не были связаны с образовательной деятельностью. Причем вплоть до 19 столетия эти качества приписывались исключительно способностям к разного рода искусствам. Лишь в начале 20 века появилось понятие коэффициента интеллектуального развития детей на основе тестирования, с помощью которого стала возможна диагностика способностей ребёнка сообразно его возрасту. Стали создаваться группы развития детей разных возрастных категорий, для каждой из которых вырабатывался свой свод понятий и освоения определенных навыков.
Группа развития детей: шкала способностей
Постепенно было выработано и введено в обиход понятие способностей (благодаря российскому исследователю Теплову Б.М.), которое смогло более конкретно и многопланово определить наличие у ребёнка тех или иных талантов. Развитие способностей у детей включало в себя особенности психологии, индивидуальные наклонности, умение вырабатывать и развивать новые. Самое важное в этом плане — не ставить пределов, ибо предела в развитии деятельности детей просто не существует. Другой не менее важный аспект в творческом развитии детей — зависимость от внешних воздействий, от благоприятной среды, в которой пребывает одаренная личность.
В процессе развития группы детей по степени одаренности задействованы возрастные характеристики, для каждого возраста они свои и далеко не одинаковые. Объединяющим фактором здесь можно выделить способности и средства развития ребёнка, а затем и потребность в труде и обучении. Собственно труд для любого одаренного ребёнка — залог успешного творческого развития детей в будущем.
Нельзя забывать, что детский возраст — это период выявления и развития способностей у детей. По этому поводу существуют две крайне диаметральных точки зрения — каждый ребёнок по-своему талантлив и — по-настоящему одаренных детей крайне мало. Истина, как известно, где-то посередине. Важно выявить весь спектр деятельности — не только в школе, но и за ее пределами. Часто ребёнок обладает скрытыми талантами, которые проявляются не сразу, но которые присутствуют, и их необходимо выявить, чтобы дать им развиться.
Мерилом одаренности могут стать плоды творческого развития детей в определенном виде деятельности, благодаря которым они будут выделяться среди остальных. Что касается возрастной градации одаренности, то здесь за искусством наблюдается явное преимущество перед науками. Секрет в том, что творческие способности ребёнка проявляются на самом раннем этапе, благодаря развитию ощущений и системе восприятия детьми окружающего мира.
Развитие одаренных детей несомненно сопряжено с определенными трудностями. Первыми наставниками ребёнка являются, конечно же, родители. И, как правило, они стремятся дать ход талантам своего чада сообразно собственным представлениям. Хорошо, если способности ребёнка перешли от родителей «по-наследству». В ином случае лучше довериться специалистам. С учителями ситуация порой тоже складывается не лучшим образом. Иногда ими ценятся такие качества как усидчивость, прилежность, послушание гораздо больше таланта.
Творческое развитие детей: грани одаренности
Видов одаренности детей существует масса: склонность к ремеслу и спорту, различные интеллектуальные способности, художественная и лидерская одаренность. Каждая из них требует специфического подхода, своего практического применения. В итоге общая схема развития одаренных детей предстает в следующем виде: выявление одаренности у ребёнка, ее идентификация и раскрытие заложенного в ней потенциала, широта проявления одаренности ребёнка (общая или специальная).
Выявление первых навыков творческого развития детей происходит на этапе детсадовского возраста. При наличии таковых существуют специальные дошкольные заведения, которые помогут развить способности, подготовить ребёнка к школе, запустить механизм развития деятельности детей. При этом не следует принимать за одаренность быстрое развитие тех или иных навыков — чтения, счета, а также высокие показатели в выполнении тестовых заданий.
В детском возрасте закладываются такие важные моменты как способность к предметному моделированию, визуализации внешнего мира и способность к его знаковому осмыслению, а значит к развитию воображения. Стоит включить в программу развития ребёнка игры, развивающие фантазию.
Заметим, что уровень и скорость развития способностей у детей сугубо индивидуальны. Поэтому для одаренных детей подойдет специальная программа развития ребёнка, гибкий учебный план, согласно их способностям и интересам. Широкая информированность должна сочетаться с возможностями для самовыражения ребёнка и развития практических навыков.
Чрезмерное развитие деятельности детей
Подводя итог, хочется предостеречь родителей от чрезмерного усердия во всестороннем развитии одаренного ребёнка. Все хорошо в меру. Как правило, развитие навыков начинается в 3-4-х летнем возрасте, и не всегда разнообразные способности маленького индивида успевают развиться на фоне общей загруженности. Наоборот, известна масса случаев, когда дети-вундеркинды вырастали во вполне заурядные личности.
Еще одна особенность нашего времени — раннее компьютерное развитие ребёнка. Несмотря на открывшиеся в этой связи возможности — обучающие и развивающие игры, чтение электронных книг, просмотр фильмов и учебных пособий, среди явных недостатков значится поголовная компьютерная зависимость. Ей сопутствуют такие неприятные моменты как неграмотность и плохой почерк, перенапряжение зрительного восприятия и общая утомляемость. Поэтому время нахождения ребёнка у компьютера стоит строго ограничивать — от 15 минут до получаса в день. Надо понимать, что компьютер в детском возрасте призван дополнять, а не замещать другие развивающие предметы и игры.
Еще одна проблема одаренных детей — это общение со сверстниками. Лучше, если одаренный ребёнок будет находится в группе развития детей себе подобных, параллельно учась в специализированном заведении, а не выглядеть «белой вороной» среди менее способных сверстников, при этом не находя достойного применения своим талантам. Именно среди себе подобных у ребёнка будет развиваться многовариантное решение поставленных задач, а в качестве способа их реализации использоваться коллективные типы творческой деятельности.