Развитие ребенка в 4-5 лет: что должен уметь и знать ваш малыш

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Показатели развития ребёнка с возрастом претерпевают изменения и становятся более устойчивыми и определёнными. К 4-5 годам уже можно конкретно назвать основные навыки, которыми должны владеть дети этого возраста. Выявленные отклонения необходимо скорректировать, и вовремя восполнить недостающие знания.

Проверка детей на внимательность и память

Родителям необходимо проводить каждодневные занятия, стимулирующие память и концентрацию ребёнка. Организовывать уроки дошкольного развития ребёнка лучше в игровой форме, предлагая различные задания и помогая в процессе выполнения.

В 4-5 лет ребёнок должен уметь:

  • запоминать и рассказывать о наиболее ярких случаях, которые произошли в течение нескольких последних дней;
  • быстро заучивать несложные детские стишки и рассказы;
  • узнавать сказку по описанию персонажа или рассказанному событию;
  • разбирать предметы по группам, связно объясняя, в чём их отличие;
  • складывать пазлы, состоящие из 6-10 кусочков;
  • повторять сказанную родителями или другими взрослыми связку слов;
  • рассказывать историю по картинкам с сюжетом;
  • концентрироваться на одном деле до 7 минут, удерживая взглядом до 5 предметов.

Занятия для детей, тренирующие память, необходимо подбирать по возрасту, усложняя их, когда ребёнок начнёт быстро справляться с заданием.

Привычки долголетия: как увеличить продолжительность жизни?

Умеренность в еде и здоровый образ жизни – главные привычки долгожителей. Каким продуктам они отдают предпочтение?

Проверка мышления в развитии ребёнка

Нередки случаи, когда родители начинают обучение малышей до школы. Занятия не вредят ребёнку, если его мозг достаточно развился. В этом возрасте дети способны изучать иностранные языки, интуитивно отличая их от родного. Начинать уроки можно при условии, что ребёнок:

  • может устно сосчитать до десяти и соотнести звуки с написанными буквами;
  • способен без усилий находить пары к предметам, выбирая из большого ассортимента;
  • сравнивает и расставляет предметы по категориям (по возрастанию, цвету, размерам);
  • решает простые логические задачки, отгадывает загадки, подбирает синонимы и антонимы к заданному слову;
  • знает несколько сложных геометрических фигур;
  • может собрать несложный конструктор;
  • различает право и лево.

Развитие ребёнка должно проходить ненавязчиво и в форме игры. Если малыш отказывается от занятия или не проявляет к нему интереса, то не стоит настаивать, а нужно просто отложить его до подходящего времени.

Занятия для детей, определяющие развитие речи и социальную приспособленность

К 4-5 годам родители отмечают существенное увеличение словарного запаса малыша. Текст становится структурированным, предложения связаны между собой по смыслу. Малыш даёт ответы на заданные вопросы, поддерживает диалог, чётко произнося звуки; составляет описание к картинкам, может рассказать историю, состоящую из 5-6 предложений; помнит и называет своё имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и воспитателей; различает интонации, копирует чужие звуки и управляет собственным голосом. В занятия для детей необходимо включить уроки правильного произношения звуков, чтобы в дальнейшем не происходило западание шипящих и звука «р».

Хорошо, если ребёнок играет с другими детьми, может исполнить небольшую роль в спектакле или постановке, с удовольствием принимает похвалы. К пяти годам малыши начинают ощущать половые различия: девочки тянутся к женским занятиям по дому, украшениям и платьям; мальчики с удовольствием возятся с инструментами.

В бытовых вопросах намечается полная самостоятельность: чистка зубов, умывание рук и лица проходит без напоминаний. В процессе еды ребёнок пользуется столовыми приборами, на прогулку одевается самостоятельно.

Для развития ребёнка и закрепления этих навыков важен регулярный пример, нельзя пропускать гигиенические процедуры, необходимо давать малышу выбор в предметах гардероба, поощрять общение со сверстниками.

Другие параметры, требующие внимания родителей

При выборе занятий для детей важно учитывать, насколько развита их мелкая моторика. К пяти годам малыш должен уметь застёгивать пуговицы, завязывать узелки и правильно захватывать карандаш или ручку. Во время рисования дошкольник  способен раскрашивать картинки, не выходя за их линии, сочетать трафареты так, чтобы из фигур получались домики, башенки и другие предметы. При помощи ножниц ребёнок уже должен уметь вырезать фигуры; из пластилина складывать простенькие композиции и предметы.

В физическом плане, развитие ребёнка в этом возрасте характеризуется высокой степенью подвижности: он быстро перемещается, поднимается и спускается по вертикальным лестницам, подтягивается при помощи взрослых, кидает мяч в заданном направлении. В качестве дополнительных занятий для детей 4-5 лет существуют спортивные кружки и секции.

В эмоциональном аспекте, у детей также происходят значительные сдвиги. Они могут определять настроение, утешать и радоваться вместе со взрослыми. При необходимости могут воспроизвести на своём лице требуемую эмоцию. Также к детям в этом возрасте приходит осознание своих действий. За причинённую боль они могут попросить прощения, признав вину.

Занятия для развития детей этого возраста призваны скорректировать полученные навыки. Для дальнейшего гармоничного развития необходимо доработать недостающие умения, однако не стоит давить на малыша, в стремлении вырастить вундеркинда. Это может иметь больше негативных, чем положительных, последствий как для физического, так и психического здоровья ребёнка. 

Читайте также

Развивающие игры – мозаика
Раскройте творческие способности малыша и научите его образному мышлению с помощью увлекательной развивающей игры – мозаики.
Как выбрать полезные игрушки для детей
При выборе развивающих игрушек для детей очень важно учитывать возраст и пол ребенка.
Что должен уметь ребенок в 1 год?
Каждая внимательная и заботливая мама на рубеже первого года ребенка задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»
Развивающие игры: конструкторы для детей
Подберите для ребенка конструктор: собирая мелкие детали, он улучшит моторику пальцев, научится усидчивости и концентрации внимания.
8 месяцев ребёнку: развитие, рост и основные навыки
Малыш в 8 месяцев: основные умения, развитие, рост и игры для формирования навыков.
Что должен уметь ребенок в 4 года

Ваш малыш растет «не по дням, а по часам», он уже много знает и умеет —  самостоятельный маленький человечек.

Итак, что должен уметь ребенок в 4 года.

Опубликовано 02.04.2016 18:38, обновлено 17.04.2020 19:11
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
КОГНИТИВНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / Королева Н.Н.,Цейтлин С.Н.,ПроектЮ.Л. // Вестник Герценовского университета 2013
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОЧЕТАНИЯ БАЗОВОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / Тиводар А.Р.,Божко Е.В. // ВЕСТНИК АДЫГЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 3: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 2009

Читайте далее

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией