Развитие речи детей старшего дошкольного возраста претерпевает немало изменений. В 5 лет лепечущий малыш превращается в интересного собеседника, который уже способен подробно рассказать о своих чувствах. В этом возрасте очень важно уделить внимание правильности произношения, т.к. именно сейчас у ребёнка закладываются речевые привычки.
Нормы речевого развития в старшем дошкольном возрасте
Речь ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) становится более правильной, образной и четкой. Согласно возрастным нормам, речевое развитие малыша 5-6 лет должно включать в себя следующие характеристики:
1. Лексика.
Сейчас ребёнок начинает использовать в своей речи собирательные существительные. Он уже знает, что совокупность некоторых предметов, лиц или явлений можно обозначить одним словом (родня, посуда и т.д.). В 5-6 лет ребёнок вводит в свой лексикон прилагательные, используемые для определения состояния предметов (деревянный, холодный, мокрый и т.д.).
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста включает в себя знакомство с отвлеченными, абстрактными понятиями. Например, в лексиконе ребёнка уже присутствуют субъективные прилагательные — добрый, игривый, веселый и т.д.
2. Грамматика.
В этом возрасте ребёнок уже умеет образовывать притяжательные прилагательные (мамина юбка, кошкина миска и т.д.). Большинство детей в этом возрасте свободно владеют основными грамматическими нормами: изменение существительных по родам и числам, верное согласование существительных с числительными и т.д.
3. Словарный запас и связность речи.
Ближе к 6-ти годам активный словарный запас ребёнка должен включать в себя около 3000 слов. Поскольку ребёнок уже легко усваивает новые названия, количество используемых слов постоянно расширяется.
В этом возрасте дети свободно пересказывают рассказы, состоящие из 40-50 предложений. Как правило, речь старших дошкольников уже отличается логичностью, связностью и последовательностью. Однако в свободном разговоре, особенно, если он сопровожден эмоциональным всплеском, ребёнок может перескакивать с события на событие, терять главную нить разговора, отвлекаться на второстепенные детали и т.д.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста приобретает интонационную выразительность. Дети с удовольствием придают словам эмоциональный окрас — удивление, радость, испуг и т.д.
Как развивать речь старшего дошкольника
Сейчас важно развивать диалогическую речь малыша, а также правильность звукопроизношения. Многие дети в 5-6 лет еще не избавляются от сложностей в произношении некоторых букв (чаще всего — р, з и с). Если домашние упражнения не дают видимых результатов, в этом возрасте ребёнка уже можно отвести к логопеду, который определит причину звуковых ошибок.
В остальном речевое развитие малыша должно быть направлено на расширение словарного запаса, овладение грамматическим строем и связностью повествования.