Развитие речи ребёнка 5-7 лет практически полностью зависит от интенсивности его прежнего обучения. Согласно возрастным нормам, в 5-7 лет уровень зрелости речевого аппарата и мышления уже позволяют малышу овладеть основным грамматическим и фонематическим строем родного языка. Если в младшем возрасте родители уделяли внимание развитию словарного запаса и навыка звукопроизношения, в 5-7 лет речь ребёнка будет отличаться связностью, логичностью, образностью и грамматической правильностью. Но поскольку старший дошкольник или младший школьник только лишь развивает свои мыслительные процессы и интеллектуальные способности, в этом возрасте очень важно направить обучение ребёнка на качественное формирование речевых привычек. Если вы сейчас научите малыша говорить связно, последовательно, образно и выразительно, в будущем он не будет испытывать проблем с изложением собственных мыслей.
Расширяем словарный запас
Развитие речи ребёнка 5-7 лет должно основываться на всестороннем расширении его словарного запаса. В этом возрасте ребёнок уже знает названия всех предметов и явлений, с которыми он сталкивался в жизни, а теперь настало время познакомить его с «профессиональной» терминологией. Занимаясь с малышом, изучайте названия профессий, городов, растений, видов спорта и т.д.
Кроме того, в этом возрасте ребёнок должен строить предложения не только из существительных, глаголов и местоимений, но и активно использовать эпитеты, наречия, сравнения и другие образные речевые средства. Чтобы разнообразить привычный способ изложения ребёнка, играйте с ним в слова синонимы или антонимы, упражняйтесь в подборе обобщений, подбирайте прилагательные к существительным и т.д.
Совершенствуем грамматический строй
Овладение грамматическими нормами — самая сложная часть речевого развития. В 5-7 лет речь большинства детей отличается относительной грамотностью, однако малыши еще могут путаться в правилах употребления существительных во множественном числе родительного падежа (окон, яблок, груш и т.д.). Также многие старшие дошкольники неверно употребляют падежные окончания. Для развития грамотности занимайтесь с ребёнком изменением фраз. Произнесите простое предложение, например: «У меня есть конфета», и попросите ребёнка изменить существительное на множественное число — «У меня много конфет». Кроме того, предложите малышу самостоятельно составить предложение из нескольких слов, изменяя их по времени, роду и числам («утро», «идти», «дождь» — «Утром шел дождь»).
Развитие речи ребёнка 5-7 лет также должно направляться на совершенствование монологического навыка малыша. Поэтому как можно чаще занимайтесь с ним пересказами сказок, составлением рассказов по картинкам, разучиванием стихов и т.д.