Развитие речи у детей от года: помощь родителей

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Анализ данных показывает, что после года дети вступают на путь изменений, не только в физическом, но и психическом развитии. В этом возрасте дети хотят многое рассказать родителям, но пока развитие не позволяет им это сделать. Поэтому нужно помочь малышу и сделать все для правильного развития речи. MedAboutMe расскажет, как проходит этот процесс у детей и как родители могут помочь.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Развитие речи: первые шаги

Развитие речи: первые шаги

Малыши в возрасте от 12 до 18 месяцев начинают активно передвигаться в пространстве, с каждым новым шагом получая опыт, который отражается на развитии речи. Как правило, первые слова дети произносят в 9—18 месяцев: «ма — ма», «па — па», «ба — ба». Легче даются звукоподражающие слова: «муууу», «тик-так» и др.

Иногда дети не могут точно и правильно произносить слова, и часто создают свои или произносят слоги. Иногда, вместо существительных, можно слышать только глаголы — «хочу», «дай» и др.

Первые слова детей — это обобщение, но не те, которые привыкли понимать взрослые. Дети выделяют один признак, по которому могут объединять совершенно разные вещи. Например, «ням-ням» может означать еду, посуду. Иногда, малыши этим обозначают действие — человек, который кушает.

Обобщения детей разнообразны и не всегда родители могут понять, что именно хочет сказать малыш. Развитие речи — процесс необычный, но имеющий свои законы и правила, следуя которым можно активно развивать малыша.

Указательный жест у детей

Родители могут замечать, что в определенный период дети начинают активно пользоваться указательным жестом, а также вопросительными словами, правда, чаще это звуки. Малыши могут показывать на какой-то предмет пальцем и спрашивать у родителей, что это, или таким же образом просить этот предмет.

Психологи утверждают, что такие жесты активно помогают развитию речи и родители должны только стимулировать этот интерес.

Нужно помочь ребёнку сформировать правильные ассоциации. Указательный жест может стать способом общения, это сигнал для окружающих. Например, малыш играет своими любимыми игрушками и его внимание привлекает предмет, который находится вне зоны его доступа. Пытаясь спросить у родителей «что это такое?» — показывает пальчиком. Как реагируют родители? Видя желание малыша — рассказывают, что это такое.

Указательный жест — это некий вопрос, средство для познания окружающего мира. Рассказывая о предметах, окружающих малыша, родители помогают формированию пассивного словаря, который постепенно переходит в активный.

Как действовать родителям?

Как действовать родителям?

Развитие речи — сложный процесс, на который могут повлиять родители. Если вы замечаете интерес ребёнка, формируемый вопросительными жестами, нужно его удовлетворять. Кроме того, желательно без вопросов ребёнка, рассказывать ему об окружающих предметах: птицах, собаках, листьях на дереве, других детях и их действиях, цветах и др.

Развитие речи подразумевает не только запоминание слов и возможность их использования, но и связывание их с предметами. Малыши легче запоминают предметы, если не только их видят, но и трогают. Например, рассказывая малышам о дереве, дайте попробовать его кору, показывая колокольчик — дайте его изучить.

Представив малышу новый предмет и слово, нужно обыграть его в разных сочетаниях, с другими словами и предметами. Полезно рассматривать и обсуждать различные предметы, картинки. С года дети уже умеют интерпретировать и различать различные предметы и их образы.

Обобщение для детей

Постепенно дети устанавливают обобщенные ассоциации между определенным предметом и словом. И только после формируются ассоциации между предметами и словом. Например, если попросить малыша дать кубик — он даст тот, с которым он знаком, но если разложить перед малышом другие предметы и кубики, и попросить дать другой — малыш даст то, что первое попадается под руку. В его понимании, кубик может быть только один, тот, с которым он контактировал постоянно. Только постепенно формируется понимание, что кубик не единственный в мире и выглядеть он может по-разному, но непременно будет иметь с другими кубиками общие черты.

Как помочь и стимулировать этот процесс? Не только рассказывать ребёнку о кубике или книге, но и давать трогать, совершать различные действия. Например, «открываю книгу», «закрываю книгу», «читаю книгу» и др.

Родители должны научить малыша контактировать с предметами, проговаривать действия. Психологи и педагоги раннего развития напоминают о необходимости как можно чаще обращаться к малышу с просьбами.

Первые фразы детей

Первые фразы детей

Для малыша его первые слова — это целые фразы и предложения. Одним словом «мама» кроха может сказать, что голоден, хочет играть, внимания, чем-то недоволен, изменяя лишь интонации. Но с 1,5 лет речь ребёнка становится более разнообразной. Появляются первые фразы, уже более конкретные, указывающие на желания: «мама, иди», «папа, дай». Девочки, как правило, быстрее осваивают этот процесс, мальчики могут отставать на несколько месяцев.

После произнесения первой осмысленной фразы развитие речи начинает идти быстрее. Буквально каждый день новая фраза, иногда — простое предложение. Родители должны стимулировать этот процесс и помогать, переводя пока еще тарабарские слова на взрослый правильный язык. Например, на прогулке, ребёнок видит кошку и говорит «киса», родители должны поправить — «кошка». После чего необходимо рассказать малышу, что кошка серая, идет домой, кормить котят.

Важно оценить и ценить попытки малыша. Не стоит бояться «неправильных» слов, постепенно они станут полноценными и правильными. Главное — чтобы карапуз понимал, что его понимают и помогают.

Мелкая моторика и развитие речи

Развитие мелкой моторики рук активно стимулирует развитие речи у детей. Помогут развиваться малышам пальчиковые игры, использование красок, лепка, поделки из бумаги, различные игры.

Для детей младшего возраста можно использовать различные крупы, в которых прячут предметы и просят их найти. Перебирая горох или рис, дети испытывают массу тактильных ощущений. Необходимо стимулировать развитие ребёнка рисованием, используя именно пальчиковые краски, позже переходя на более сложные — акварель, гуашь.

Можно просить малыша складывать различные предметы, желательно некрупные. Отлично стимулируют мелкую моторику специальные игрушки с наполнителями.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 23.03.2017 15:28, обновлено 17.04.2020 18:55
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Игры, развивающие речь
Если ребенок еще не умеет говорить, это не значит, что ему нечего сказать. Помогите малышу.
Методика развития речи детей: как улучшить речевые навыки ребенка
Какие существуют методики развития речи детей? Как заниматься с ребенком, чтобы развить у него красивую речь? Читайте полезные советы в нашей статье.
Развитие речи ребенка 5-7 лет
Как развивается речь ребенка в возрасте 5-7 лет? Как нужно заниматься с малышом? Читайте о речевом развитии старших дошкольников в нашей статье.
Развитие образной речи детей
Как поспособствовать развитию образной речи у детей? Как заниматься с ребенком для укрепления речевых навыков? Читайте об этом в нашей статье.
Развитие речи у детей 1-3 лет
Как развивается речь детей в возрасте от 1 до 3 лет? Как нужно заниматься с детьми в этом возрастном периоде. Читайте все о развитии речи в нашей статье.
Развитие речи у детей с ЗПР
В чем проявляются особенности речи детей с задержкой психического развития? Как учить малыша с ЗПР? Читайте в нашей статье о речевых навыках детей с ЗПР.