Развиваем память у детей: игры и упражнения

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Память — это сложный психофизиологический процесс, включающий в себя 3 основные функции: аккумуляция, сбережение и воспроизведение полученных ранее знаний, умений и навыков. У большинства взрослых здоровых людей они хорошо развиты и отлажены. У детей же нервные импульсы только совершенствуются. Им приходится каждый день обрабатывать большие потоки информации, и они не всегда справляются с поставленными задачами.

Родители должны помогать своим чадам развивать память, обеспечивать для этого все условия. Иначе в старшем возрасте и во взрослой жизни у них будут возникать трудности и в учебе, и в работе, и в повседневности. Как же это делать? Рассмотрим действенные способы развития памяти у малышей.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Виды и механизмы памяти

Память — это способность людей запоминать факты, события из жизни, накапливать полученные сведения и воспроизводить их в нужный момент. Поэтому данный процесс состоит из 3 механизмов.

  • Запоминание — это период «ввода» информации, который проходит при помощи нервных импульсов внутри головного мозга, мышления. Новые данные примыкают к уже имеющимся, в результате чего возникают ассоциативные связи между событиями, знаниями и т. д.
  • Сбережение — образование внутри мозга следа памяти, называемого энграммой (с греч. — «внутренняя запись»). Она сохраняется у людей до конца жизни. Нередко извлечение сведений из следа памяти вызывает трудности, но при развитии этой функции справиться с данной задачей становится легче.
  • Воспроизведение — извлечение и применение сохраненной информации, способность вспоминать важные данные.

Поступление информации в память всегда проходит все эти этапы. Далее поступившие данные либо запоминаются надолго, либо быстро пропадают. Все зависит от того, какой вид памяти был применен для запоминания.

Память детей и взрослых делится на несколько видов:

  • по условиям запоминания или характеру деятельности — на произвольную и непроизвольную;
  • по продолжительности сбережения — на долго- и кратковременную, мгновенную и оперативную;
  • по способу восприятия — на образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную.

Для тренировки каждого из этих видов памяти разработан определенный метод. Универсального не существует. Дети, особенно раннего возраста, в основном используют образную память, которая делится на вкусовую, зрительную, обонятельную, тактильную и слуховую.

Особенности развития памяти у ребят разных возрастов

Особенности развития памяти у ребят разных возрастов

Важным фактором в развитии памяти является возраст. Его надо учитывать при желании и выборе способа для тренировки этого сложного психофизиологического процесса. Особенности развития детской памяти.

  • События, происходящие в жизни до 2 лет, почти никто не помнит. По мнению ученых, маленькие дети не способны запоминать практически никакую информацию, особенно это касается младенцев. Однако, начиная примерно с 6 месяцев, у них появляются первые признаки развития запоминания: малыши помнят и пытаются воспроизвести, повторить определенные звуки.
  • Возраст от 2 до 6 лет — это период, когда ребёнок учится говорить и понимать речь. Ближе к школе он начинает легко использовать сохраненные ранее данные. Лучше всего запоминаются те, которые связаны с определенным сюжетом, а не в виде голого факта. Все запомненное хранится сначала в кратковременной памяти, а при частом воспроизведении переходит в долговременную.
  • В период от 6 до 12 лет детвора учится решать более сложные задачи, читать, выполнять математические действия. Параллельно с этим развивается, становится качественнее долговременная память, а процесс запоминания протекает легче. Сохранение же важной, сложной, не связанной с интересом детей информации вызывает трудности, требует приложения усилий.
  • Мозг подростков от 12 лет и старше работает, как у взрослых людей. Их память развивается с увеличением знаний, получением определенных навыков, опыта. В этом возрасте, помимо школы, необходимо посещать какие-либо секции, увлекаться хобби.

Причины нарушения процессов памяти

Нарушение памяти может проявляться по-разному. В виде амнезии — выпадения отдельных данных из памяти, или гипомнезии — ухудшении механизмов сохранения и воспроизведения. У детей это может происходить по одной или нескольким причинам:

  • травма мозга, полученная при родах;
  • последствия интоксикации или инфекции, перенесенной в раннем детском возрасте;
  • заболевания психологического характера;
  • неблагоприятная обстановка в семье;
  • частые конфликты со сверстниками;
  • недостаток витаминов в организме;
  • истощенность организма в результате частых ОРЗ.

Игры для тренировки памяти у малышей

Заниматься развитием памяти ребёнка следует начинать с ранних лет. Ведь мыслительные способности наиболее активны именно в детском периоде. К тому же формирование основного словарного запаса происходит до 10 лет. Память маленьких детей лучше развивается с помощью специальных игр.

  • Решение головоломки — поиск выхода из запутанного лабиринта.
  • Просмотр мультфильмов, в которых ребёнок должен решать какие-либо задачи, отвечать на вопросы. Также можно давать крохе посмотреть мультфильм, а через время включать его снова, но без звука. Малыш должен пытаться самостоятельно озвучить все диалоги.
  • Озвучивание названия животного. Ребёнок должен оживить его в своем воображении и описать его действия.
  • Рассказывание сказки, в которой главный герой пользуется большим количеством разных предметов. После ее завершения малыш должен перечислить все предметы, которые упоминались в сказке.

Упражнения, развивающие память у детей

Упражнения, развивающие память у детей

Если маленьким детям развивать память помогают игровые методики, то ребятам постарше рекомендуется выполнять специальные упражнения.

  • Воспроизводить на чистом листе бумаги наборы слов после их прочтения — сначала в произвольном порядке, а затем по порядку. Время на запоминание — полминуты.
  • Зарисовывать названные взрослым слова. Сначала простые, затем сложные.
  • Воспроизводить картинки по памяти.
  • Пересказывать рассказы, сказки.
  • Подсчитывать определенные предметы, изображенные на картинке.

Развитие памяти ребёнка — несложная задача. Главное, что должны сделать родители, — это заниматься с детьми, а также создавать благоприятные для их умственного и физического развития условия. В этом случае первые результаты будут заметны уже через 2 недели.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 24.07.2019 11:17, обновлено 17.04.2020 18:07
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

Воспитание ребенка в игре. М. / Жуковская Р. И. 1975
Психология игры. / Миллер С. // М.: Владос 2000
Игры с детьми / Фопель К. // Дошкольное образование 2005 №7

Читайте также

Как научить детей подтягиваться на турнике: советы родителям
Детям обычно нравятся активные спортивные занятия. Начать тренировки можно с подтягивания на турнике.
Значение совместных игр с детьми
Для полноценного развития детей очень важны совместные игры с родителями.
Творчество для детей и родителей – с чего начать?
Творчество – увлекательный процесс не только для детей, но и для родителей. Как развивать его в семье?
Как и в каком возрасте лучше приобщать детей к спорту
Хотите увлечь ребенка занятиями спортом? Разберемся, с помощью каких методов и способов можно это сделать.
Йога для детей: польза и противопоказания
Детская йога пользуется популярностью среди родителей и маленьких участников. Какую она имеет пользу и противопоказания?
Как приучить детей к ложке: простые и полезные приемы
Полезные рекомендации и небольшие хитрости помогут родителям эффективно обучить детей владению ложкой.