Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Поступление в школу нередко становится для детей серьезным испытанием. Вся система их отношений со сверстниками, взрослыми и учителями подвергается проверке. Будучи общественным институтом по своей форме, сути и содержанию, школа, тем не менее, преподносит учебный материал для индивидуального усвоения. Поэтому особенно важным моментом становится уровень развития памяти у детей при начальном образовании. Портал MedAboutMe расскажет о роли памяти в школьной адаптации ребёнка, о ее видах и различных приемах по усилению мнемических способностей.

Школа подстегивает развитие памяти

Образовательный процесс непосредственно и значительно влияет на память. Дети младшего школьного возраста приобретают новые навыки, у них перестраиваются познавательные процессы, видоизменяются межличностные отношения, вырабатываются новые особенности характера. Для эффективного усвоения материала процесс познания должен быть, во-первых, произвольным, во-вторых, устойчивым, в-третьих, продуктивным. Еще одни изменения ждут «новых» учеников — это активизация словесно-логического и рассуждающего мышления. Практически с первых дней дети должны включаться в учебный процесс, проявлять помимо усидчивости еще и эффективную мнемическую деятельность. Безусловно, программа начальной школы должна быть рассчитана на учеников с разным психологическим портретом. Но память — тот инструмент мышления, который можно и необходимо развивать, дабы облегчить процесс обучения. Именно для этого существуют различные приемы развития памяти.

Трудности адаптации к учебе

Трудности адаптации к учебе

Недостаточный уровень памяти и внимания может стать вполне серьезной и единственной причиной, создающей трудности в школьной адаптации, что влечет за собой плохую успеваемость и порой неконтролируемое поведение. Школьники с такой характеристикой имеют проблемы не только с запоминанием материала, они плохо ориентируются в правилах школьного поведения и режиме учебы. Перед многими встает проблема саморегуляции, ведь возникает множество «нельзя»: ходить во время урока, бегать на перемене, разговаривать с соседом по парте, кричать вопрос с места, бросать портфель где попало. А надо еще не забыть место, на котором висит одежда или сменная обувь. Понятно, что все эти сведения вместе с начальными научными сведениями не способны вызвать бурю запоминающихся эмоций, поэтому от ученика уже требуются сознательные волевые мнемические усилия.

Виды памяти у детей младшего школьного возраста

Виды памяти у детей младшего школьного возраста

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладает непроизвольный вид памяти, что характеризуется отсутствием осознанно намеченной цели. Для них в этот период запоминание информации напрямую связано именно с особенностями подачи материала, например, красочностью, яркостью, контрастностью, громкостью и т. д. Результативность непроизвольного запоминания можно повысить методом вовлечения школьников этого возраста в предлагаемое задание, практиковать не пассивное преподнесение материала, а активное участие в нем. В этот период начинается бурное развитие произвольной памяти. И главная задача родителей — помочь повысить ее производительность и эффективность. Основной оценкой уровня ее развития считается, с одной стороны, умение поставить перед собой задачу на запоминание (припоминание), с другой стороны, проконтролировать ее выполнение. Выделяют три уровня самоконтроля:

  • первый уровень — полное отсутствие самоконтроля, т.е. самоотчета попросту нет;
  • второй уровень — при повторном задании ребёнок может дать отчет лишь о нескольких элементах, данных ему для обработки в первый раз;
  • третий уровень — процесс самоконтроля происходит одновременно с выполнением задания.

Дети младшего школьного возраста обладают еще одним видом памяти — механической, заключающейся в способности к запоминанию лишь по ассоциации. Именно такая память в первые годы учебы особенно быстро прогрессирует. Так, семилетний ребёнок при пересказе сказки вполне способен наделить «хорошего» героя совершенно новыми качествами и придумать ему «свежие» подвиги, а про «плохого» персонажа попросту забыть. А вот уровень логической памяти значительно отстает, поскольку в ее формировании главную роль играет процесс обучения. У первоклашек существует образная память, которая возрождает воспоминания через образы и полученные ранее впечатления. Она может быть вкусовой, обонятельной, осязательной, эмоциональной, слуховой и зрительной.

Приемы для развития мнемических способностей

Развитие памяти можно стимулировать разными приемами в зависимости от того, какие мнемические способности необходимо подстегнуть.

Повышению продуктивности произвольной памяти младших школьников способствуют правильно выбранные приемы заучивания. Если выбирается механическое многократное повторение без осмысления материала, вряд ли стоит рассчитывать на высокий, прочный и длительный результат. Другое дело, если пересказ будет сделан после логического анализа информации, ее систематизации и группировки. В этом случае подключается смысловая (логическая) память, эффективность которой в 20 раз превышает механическую (неосознанную).

Необходимо научить объединять факты, фразы и ситуации по их смысловому значению, выделяя самое существенное. Этот прием применяется не только к текстам для пересказа, но также для запоминания правил по правописанию и математике. Однако именно многократное повторение в начальной школе является самым распространенным приемом запоминания. Этим автоматическим методом заучивают стихи, таблицу умножения, правила и т.д.

Иногда детям легче воспроизвести целые фразы наизусть, чем сконструировать свои предложения. Как это ни печально, но такой способ запоминания учебного материала в начальной школе делает учеников отличниками и хорошистами. Облегчить запоминание можно с помощью образных приемов, например, используя графики, рисунки и схемы, возможно, даже запахи и звуки. А если родители предложат запомнить стихотворение с переводом на шутливый язык жестов, то процесс заучивания пойдет намного быстрее. Нельзя сбрасывать со счета формирование положительного интереса к предмету, информации и в целом к получаемым знаниям. Заинтересованность значительно больше мотивирует, чем давление.

Развитие памяти — творческий процесс, который лучше всего преподнести в игровой форме, ибо именно в процессе игры дети младшего школьного возраста успешно усваивают навыки и умения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как избавиться от акне в 20, 30 и 40+ лет?

Правила красоты, которые помогут обрести идеально ровную и гладкую кожу.

Не только алкоголь: от чего страдает наша печень?

8 неочевидных способов погубить здоровье печени: не делайте так!

Сухость во рту

Почему пересыхает во рту: причины сухости слизистой. Болезни, симптомом которых может быть сухость в рту

7 причин запаха изо рта

С неприятным запахом изо рта сталкивается каждый второй житель планеты. Но всегда ли это лишь эстетическая проблема? Или есть повод обратиться к врачу?

Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

8 причин повышенной чувствительности зубов

Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

Красота покрова: как избежать раннего старения?

Гладкая и молодая кожа играет большую роль во внешнем облике женщины. Обеспечьте ей полноценный уход и благоприятные условия.

Антивозрастной уход за кожей: что могут бьюти-гаджеты?

Современный бьюти-гаджет — это многофункциональный прибор. Разные режимы продлевают молодость и красоту.

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства
Опубликовано 22.01.2018 12:46, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Терапия нарушений памяти и внимания у молодых пациентов / Филатова Е.Г., Наприенко М.В. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика 2013 №3

Читайте также

Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Как развивается память у детей дошкольного возраста? Что нужно учесть в процессе обучения малыша? Читайте о детской памяти в нашей статье.
Игры, развивающие внимание и память
Оказывается, память и внимание можно тренировать. Научите своего ребенка замечать скрытые детали.
Развитие памяти ребенка в 7 лет
Как развивается память 7-летнего ребенка? Какие упражнения способствуют развитию внимательности малыша? Читайте в нашей статье.
Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность
Скоро в школу, а родители не уверены, сможет ли ребенок хорошо учиться? Рассказываем простые «домашние» способы по улучшению характеристик мышления.
Патриотизм или память: как детям рассказывают о войне в разных странах
Война одна, рассказы разные. Носят ли дети пилотки в Великобритании, как рассказывают малышам про Холокост в Израиле и надо ли это делать?
Память у детей дошкольного возраста: лучшие обучающие комплексы
Развитие памяти дошкольников – важный этап в их обучении. Родителям следует знать особенности процесса обучения и проводить совместные занятия с детьми.