18.01.2018 1455

Как развить память у ребенка?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Сундуков Александр Вадимович

Ребенок, с того момента, когда начинает активно двигаться и изучать окружающий мир, нуждается в том, чтобы его окружали соответствующие развитию условия. Среди них безопасное пространство, поддержка и забота взрослых, игрушки и развивающие предметы, свобода передвижения и возможность быть активным.

Познавая мир, ребенок пользуется психическими процессами личности, которые нацелены на то, чтобы он получил информацию, осознал, переработал ее и потом применил на практике.

Маленькие дети, когда они играют или взаимодействуют с предметами, пользуются своими внутренними ресурсами. Это память, внимание, воображение, восприятие, мышление. Именно они способствуют полноценному познанию мира и вызывают у малышей желание делать первые и великие для них открытия.

Память — очень важный процесс в детской психике. Без его развития невозможно успешно учиться, выступать на сцене, и даже общаться с друзьями. Для того чтобы она была хорошо сформирована у ребенка, родители часто записывают его на развивающие занятия.

Развивать память можно и дома с детьми. Для этого существует множество специальных игр и упражнений. Они простые, веселые, очень нравятся как взрослым, так и детям, а главное достаточно эффективны для становления этого познавательного процесса. Некоторые из них представлены в этой статье.

Природа развития памяти у детей

Природа развития памяти у детей

Ребенок растет и вместе с ним увеличивается и его способность к запоминанию. Память включает в себя такие этапы как запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Долговременной и кратковременной память может быть в зависимости от характера информации и необходимости человека пользоваться ею. Память также имеет несколько видов и форм.

Бывает так, что у ребенка плохая память. Из-за этого страдает его успеваемость в школе и детском саду, педагоги советуют родителям подтянуть ее, обратившись к репетиторам или занимаясь специальными интеллектуальными тренировками.

Если тренировать память ребенка дома, то это принесет двойную пользу: во-первых, сблизит членов семьи между собой и подарит массу положительных эмоций, а во-вторых, поможет ребенку подтянуть интеллектуальное развитие до хорошего или высокого уровня.

Игры для детей с картинками

Эта игра подходит детям, как раннего, так и дошкольного возраста. Для того чтобы начать, родители должны подготовить наборы карточек с изображенными на них предметами — их можно приобрести в магазине или распечатать на принтере. Это могут быть изображенные, несвязные между собой предметы или наоборот, предметы, объединенные общим смыслом. Например: набор картинок с изображением посуды, животных, транспорта, фруктов, мебели и так далее. Чем младше ребенок, тем односложней должны быть картинки.

Чего не хватает?

Ход игры. Перед ребенком раскладываются картинки — для детей 3-5 лет не больше 10 штук, от 5 и старше — 10 и более. Родитель предлагает ребенку внимательно изучить их, можно назвать вслух и после того, как ребенок запомнит их все (примерно 20-30 секунд), взрослый собирает их, кладет рубашками вверх и просит ребенка назвать все, что он запомнил.

Также ведущий может разложить картинки в другом порядке, убрав одну или несколько из них, а ребенок вспоминает, какой именно не хватает.

Кто больше?

Простая игра, которую оценят и родители и дети. Необходимо сесть в круг. Один из участников задает тему, например: цветы. Игроки по кругу называют все цветы, которые знают. Темы могут быть самые разнообразные. Проигрывает тот, кто так и не смог дать подходящий ответ.

Речевые упражнения для ребенка

Речевые упражнения для ребенка

Также, для того чтобы хорошо запоминать и пересказывать, декларировать стихи и легко воспроизводить в памяти новый материал, детям полезно читать. Тренировка памяти происходит, когда дети и родители играют в речевые игры.

Пересказ

Прочитайте вместе небольшой рассказ или поручите ребенку сделать это самостоятельно. Попросите, придумать название для отрывка, а потом в нескольких предложениях пересказать то, о чем там говорилось. Такое изложение тренирует память и подходит детям младшего школьного возраста. Поменяйтесь местами. Прочтите рассказ вслух при ребенке. Потом перескажите ему. Пусть ребенок проконтролирует, какой момент из прочитанной истории вы упустили.

Ассоциации

Эту игру очень любят дети. В нее можно играть бесконечно. Чем больше участников вы привлечете, тем лучше. Она подходит младшим школьникам, которые хорошо понимают значение слова «ассоциации». Скажите слово или пусть его скажет ребенок. Слово может быть любым. Далее по кругу каждый игрок называет свое слово-ассоциацию, отталкиваясь от того, что сказал предыдущий участник. Эта игра заставляет вспомнить свои чувства, вызывает в памяти образы и символы и рождает необходимость подбирать правильное слово.

Жил-был кот

Дети очень любят сказки. В этой игре они получат возможность сочинять и рассказывать сказку, возможно, бесконечную. Участников в упражнении не должно быть слишком много. От трех до пяти — оптимальное количество.

Один игрок начинает сказку фразой «жил-был кот». Другой повторяет его слова и добавляет свои: «Жил-был кот. У кота были усы». Третий участник повторяет две фразы и придумывает третью: «Жил-был кот. У кота были усы. Кот жил на крыше». Так сказка «гуляет» по кругу, постепенно увеличиваясь, и заставляет игроков не потерять из нее ни одного предложения, запомнить все.

Совместные игры с родителями

Развить память дома можно, если каждый день тренировать ее разные виды — зрительную, слуховую, тактильную, эмоциональную, вкусовую. Игры на эту тему родители и дети могут придумывать самостоятельно.

  1. Зрительная: «Угадай, какой игрушки (картинки) не стало».
  2. Слуховая: «Назови инструмент, на котором я сыграл во второй раз» (перед этим необходимо сыграть на нескольких музыкальных инструментах так, чтобы ребенок не видел).
  3. Двигательная: «Повтори мои движения (хлопки)».
  4. Эмоциональная: родитель мимикой показывает несколько эмоций. Задание: «назови эмоцию, которую я показывал третьей».
Использованные источники