Развивающие подвижные игры – прекрасная возможность реализовать детям все существующие способы движения: прыжки, ходьбу, бег, лазанье, ползанье, метание и т. д. Такой вид физической нагрузки развивает силу, ловкость, выносливость, находчивость. Кроме того, дети, занимающиеся подвижными играми, особенно на свежем воздухе, менее подвержены болезням, лучше развиваются, отличаются более крепкой нервной системой и хорошо адаптируются в коллективе.
Развивающие подвижные игры для детей разных возрастов
Малыши 1,5-3 лет активно играют со взрослыми. В качестве правил часто могут быть использованы стихотворения, например:
Самолеты загудели (показывают мотор – вращают перед собой руками),
Самолеты полетели (руки-крылья разводят в стороны, бегая по кругу).
На полянку тихо сели (присаживаются на корточки),
Да и снова полетели (снова бегут с крыльями).
В летних играх на улице можно играть с мячом: бросать маме, учиться бить ногой.
Для детей 3-4 лет главное – активное движение, а задача взрослых – их научить и организовать. Девочки и мальчики уже могут выполнять роли: воробушков, мышей, машин и т. п. Развивающие подвижные игры для них должны быть простыми – с одним действием:
- «Дождик». На асфальте или на полу рисуем «дом» в форме круга. По команде «Дождь» дети, бегающие вокруг, заполняют «дом». Можно повторять около 6 раз.
- «Преодолеть ручей». Начертите полосу 30 см. Дети должны перепрыгнуть через нее. Понемногу «ручей» расширяется до 40 см.
Дошкольники 4-5 лет легко воспринимают новые игры, простые требования и ограничения, поэтому их занятия более сложные. Они требуют ловкости, внимания и лучшей координации движений.
В игре «Бездомный заяц» участники: 1 «охотник», остальные – «зайцы». Все «зайцы» находятся в «домиках» (начерченных кругах), кроме одного бездомного. Он, убегая от «охотника», может спрятаться в чьем-то «доме». Теперь хозяин – бездомный. Пойманный «заяц» превращается в «охотника».
«Жмурки». Выбирается «жмурка». Он с завязанными глазами кружится вокруг своей оси. Ведется диалог:
– Жмурка, жмурка, где стоишь? – Во дворе.
– Что держишь? – Квас.
– Мышей лови, а не нас!
С последними словами играющие бегут в разные стороны, а «жмурка» их должен поймать. Пойманный заменяет «жмурку».
Для 5-6-леток в развивающих подвижных играх уже важно не только движение, но и соревнование. Они стремятся к взрослым играм (футбол, бадминтон, забрасывание мяча в корзину). Командные поединки для них еще сложные. Но в этом возрасте дети уже обходятся в играх без участия взрослых.
- В «Салках» из группы игроков выбирается водящий. Он должен догнать и дотронуться до одного из убегающих. Тот, к кому водящий прикоснулся, дальше выполняет его роль.
- «Удочка». Играющие дети становятся вокруг одного игрока – ведущего. Тот крутит низко над землей скакалку, а все перепрыгивают. Играющий, к которому скакалка прикоснулась, занимает место ведущего.
Дети не могут долго заниматься одним и тем же, однообразие их утомляет. Поэтому чтобы у ребёнка было крепкое здоровье и хорошее развитие, чередуйте подвижный досуг с настольными играми и другими видами занятий.