В развитии детской речи есть довольно строгие этапы. И в то же время есть масса мифов и советов, которые могут противоречить друг другу. Если малыш отстает в освоении слов и фраз, сначала можно услышать рекомендации больше с ним разговаривать, не понимать его жесты и звуки, а требовать повторить слово, постоянно читать и петь песни, а то и расслабиться – мол, «сам дорастет». Но спустя год можно услышать от тех же советчиков претензии «Как до сих пор не говорит? Чего ж вы ждете?».
О становлении речи у человека написано много книг, но в то же время в родительских сообществах и интернете есть еще больше псевдонаучных и искаженных фактов. MedAboutMe помогает разобраться, что правда и что нет, как понять и что делать, когда малыш начинает запаздывать в сравнении со сверстниками.
Есть ли задержка речевого развития: когда пора волноваться
Самый основной ориентир – возрастные нормы становления речи. И начинать их оценивать надо в раннем возрасте, когда о словах никто еще не думает. На что обращать внимание:
- Гуление в три месяца: многократное повторение слогов (гугугу, аляля и т. д.);
- Лепет в полгода: слоги начинают соединяться друг с другом в подобие слов, которые пока не имеют смысла (бадада, латата и т. п.);
- Первые слова должны появиться в год. Причем это не хаотично повторяемые «мамама», а слово, обозначающее объект или действие: мама, папа, дай, ам, биби и т. д.
- К полутора годам в словаре ребёнка должно быть 10-15 упрощенных слов или звукоподражаний, которые вы четко понимаете: те же мама, папа, ляля, сок, мяу, пока.
- В два года минимальный словарный запас экспрессивной речи должен включать несколько десятков слов и первые простые фразы («мама, дай», «баба, пока», «биби едет»), больше и сложнее – хорошо, меньше и проще – надо обратиться к специалисту.
- С трех лет дети осваивают полные предложения с дополнительными словами и развернутыми оборотами, хотя и с неправильным произношением и грамматическими ошибками.
- Ребёнок пяти лет разговаривает в соответствии с языковой нормой как грамматически, так и в звукопроизношении, состав словарного запаса включает тысячи слов и регулярно пополняется. Допустимы ошибки в новых словах и конструкциях, но нестойкие и быстро корректируемые.
Разумеется, индивидуальное развитие не всегда укладывается в нормы. Однако если начало нового этапа задерживается больше, чем три месяца – надо обратиться к специалистам. К кому идти?
Этапы проверки здоровья при подозрении на задержку речи у малыша
Когда освоение нового этапа развития речи задерживается – даже если речь идет о гулении – надо идти к врачам. Схема действий такая: сначала проверяют на наличие соматических (телесных) заболеваний, способных влиять на речь, затем следует диагностика нервно-психического развития ребёнка.
Два основных специалиста, которые должны осмотреть ребёнка, это отоларинголог и невролог.
- Оториноларинголог проверит слух малыша. Порой достаточно одной консультации, но при некоторых патологиях потребуются дополнительные исследования: бывает так, что обычную проверку ребёнок проходит на отлично, но потом оказывается, что часть частот его мозг не воспринимает, и это влияет на речь.
- Детский невролог оценивает возможное наличие органических поражений нервной системы и их последствий. Для оценки состояния могут быть рекомендованы варианты аппаратной диагностики: электроэнцефалография, нейросонография, магнитно-резонансная или даже компьютерная томография (МРТ и КТ у детей имеют ограничения и особенности проведения).
После оценки соматического здоровья ребёнка могут направить к дефектологу или детскому клиническому психологу, чтобы выявить возможные причины задержки речи.
Кроме этого рекомендуется после обследования здоровья записаться на консультацию к логопеду, чтобы получить советы по техникам для коррекции речи дома или начать заниматься у специалиста.
Чаще всего тревоги родителей оказываются ложными, ребёнок – здоровым, а речь запаздывает из-за незначительных индивидуальных причин. Однако чтобы быть уверенным в этом или же «отловить» проблемы на возможно раннем сроке, надо не терять бдительность и вовремя обращаться к специалисту. Чем младше возраст начала коррекции, тем выше шансы на компенсацию нарушений.
Нарушения речевого развития: что может мешать ребёнку говорить?
В спектре нарушений речи есть много различных вариантов, и порой даже опытные специалисты затрудняются в постановке точного диагноза ребёнку. Вот общая классификация нарушений (учитывайте, что они также могут быть комбинированными).
Основное разделение с точки зрения медицины в проблемах развития речи – их первичность или вторичность. Первичные вызваны поражением органов, отвечающих за распознавание и воспроизведение речи – слухового и речевого аппарата, или отделов головного мозга, ответственных за речь.
Вторичное нарушение развивается как следствие замедленного эмоционально-психического развития. Оно не вызвано органическими нарушениями, но наблюдается при других проблемах, например, расстройстве аутистического спектра у ребёнка, или у полностью здоровых детей, которые остаются без тесного общения с раннего возраста, как порой в детских домах.
Ученые доказали, что лучший вариант раннего развития ребёнка – помогать ему осваивать социальные навыки общения. Именно это по данным исследований действительно оказывает стойкий эффект на уровень интеллекта и проявляется даже в школьные годы при освоении наук.
Частые первичные нарушения развития речи:
- Алалия возникает из-за поражения коры больших полушарий головного мозга. Она подразделяется на моторную – когда понимание речи есть, но говорит ребёнок с трудом или не говорит совсем, сенсорную – когда звуковоспроизведение не страдает, но нет понимания смысла слов, и сенсомоторной, с обеими проблемами.
- Афазия: о ней говорят, если ребёнок из-за травмы или болезни перестает разговаривать (диагностируется при потере речи после трех лет). Тоже выделяют моторную, сенсомоторную и смешанную формы.
- Дизартрия: ребёнок все понимает и может говорить, но так как есть проблемы с достижением нервных импульсов от мозга до речевого аппарата, произношение очень невнятное и окружающим понятное с трудом или непонятное совсем.
- ОНР или общее недоразвитие речи – когда все системы, участвующие в освоении и воспроизведении речи, сформированы недостаточно полно.
Значительная часть этих состояний поддается коррекции при условии раннего начала регулярных занятий с ребёнком. Как заниматься и что делать – будут советовать несколько специалистов конкретному ребёнку и его родителям, так как план работы всегда индивидуальный.
Родители должны знать, что план составляется только профильным специалистом и только после личной и очной диагностики ребёнка и консультации родителей. Вне зависимости от методов коррекции занятия дома будут составлять значительную часть работы – и это важно помнить. Как заниматься, чем, как часто – надо регулярно обсуждать со специалистами.
Развитие речи требует систематического подхода. Поэтому занятия лучше проводить ежедневно по немногу, пока малыш не устает, нежели раз в неделю садиться и заставлять ребёнка заниматься целый час.
Как предотвратить нарушения развития речи?
И можно ли это сделать? Правы ли те родители, которые утверждают, что они просто читали Пушкина с рождения, и ребёнок заговорил в год полными фразами?
Ученые доказали, что ребёнок начинает распознавать интонационный рисунок родной речи еще до рождения. После появления на свет малыши по-разному реагируют на родительский язык (даже если говорит не мать) и иностранную речь.
Предотвратить нарушения речи можно, так как эта высшая психическая функция, как и остальные, формируется во время взаимодействия. Если нет общения – нет и потребности в развитии речи. Так как формирование начинается почти с рождения, надо начинать разговаривать практически сразу. Вот рекомендации, как это делать:
- Обращайтесь к малышу, называйте по имени, комментируйте, что вы делаете, что он делает, даже если он просто пошевелил пальцем. Не смущайтесь своих интонаций: как выяснилось, специфическое произношение, которое используют родители в обращении к малышам – более высокий голос и протяжные звуки – помогает детям быстрее развиваться;
- В дальнейшем поддерживайте гуление и лепет, задавайте новые интонации слоговым «песням», «разговаривайте» при помощи них, помогайте малышу почувствовать удовольствие от такого вида общения;
- Включайте ребёнка в разговор, даже если он пока не умеет ни говорить, ни отвечать. Реагируйте на то, что он произносит, подхватывайте «диалог»;
- Не разговаривайте монологами: делайте паузы, пусть ребёнок отвечает так, как может, хотя бы жестами;
- Задавайте вопросы, постепенно усложняя их;
- Если малыш уже умеет словами что-то попросить, настаивайте на речи, переставая «понимать» жесты и звуки;
- Поправляйте ошибки и помогайте строить фразы, дополняйте их подробностями;
- Вместе с ребёнком радуйтесь его новым словам.
Это несложные рекомендации, но именно они помогают избежать вторичных нарушений развития речи. Первичных избежать крайне сложно: хотя есть факторы, которые влияют на возникновение алалии или афазии, но далеко не все можно исключить. Патологии развития могут появиться у самого избалованного вниманием ребёнка, с которым много и с удовольствием разговаривают.