Ребенок не говорит: к кому бежать и что делать?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

В развитии детской речи есть довольно строгие этапы. И в то же время есть масса мифов и советов, которые могут противоречить друг другу. Если малыш отстает в освоении слов и фраз, сначала можно услышать рекомендации больше с ним разговаривать, не понимать его жесты и звуки, а требовать повторить слово, постоянно читать и петь песни, а то и расслабиться – мол, «сам дорастет». Но спустя год можно услышать от тех же советчиков претензии «Как до сих пор не говорит? Чего ж вы ждете?».

О становлении речи у человека написано много книг, но в то же время в родительских сообществах и интернете есть еще больше псевдонаучных и искаженных фактов. MedAboutMe помогает разобраться, что правда и что нет, как понять и что делать, когда малыш начинает запаздывать в сравнении со сверстниками.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Есть ли задержка речевого развития: когда пора волноваться

Есть ли задержка речевого развития: когда пора волноваться

Самый основной ориентир – возрастные нормы становления речи. И начинать их оценивать надо в раннем возрасте, когда о словах никто еще не думает. На что обращать внимание:

  • Гуление в три месяца: многократное повторение слогов (гугугу, аляля и т. д.);
  • Лепет в полгода: слоги начинают соединяться друг с другом в подобие слов, которые пока не имеют смысла (бадада, латата и т. п.);
  • Первые слова должны появиться в год. Причем это не хаотично повторяемые «мамама», а слово, обозначающее объект или действие: мама, папа, дай, ам, биби и т. д.
  • К полутора годам в словаре ребёнка должно быть 10-15 упрощенных слов или звукоподражаний, которые вы четко понимаете: те же мама, папа, ляля, сок, мяу, пока.
  • В два года минимальный словарный запас экспрессивной речи должен включать несколько десятков слов и первые простые фразы («мама, дай», «баба, пока», «биби едет»), больше и сложнее – хорошо, меньше и проще – надо обратиться к специалисту.  
  • С трех лет дети осваивают полные предложения с дополнительными словами и развернутыми оборотами, хотя и с неправильным произношением и грамматическими ошибками.
  • Ребёнок пяти лет разговаривает в соответствии с языковой нормой как грамматически, так и в звукопроизношении, состав словарного запаса включает тысячи слов и регулярно пополняется. Допустимы ошибки в новых словах и конструкциях, но нестойкие и быстро корректируемые.

Разумеется, индивидуальное развитие не всегда укладывается в нормы. Однако если начало нового этапа задерживается больше, чем три месяца – надо обратиться к специалистам. К кому идти?

Этапы проверки здоровья при подозрении на задержку речи у малыша

Когда освоение нового этапа развития речи задерживается – даже если речь идет о гулении – надо идти к врачам. Схема действий такая: сначала проверяют на наличие соматических (телесных) заболеваний, способных влиять на речь, затем следует диагностика нервно-психического развития ребёнка.

Два основных специалиста, которые должны осмотреть ребёнка, это отоларинголог и невролог.

  • Оториноларинголог проверит слух малыша. Порой достаточно одной консультации, но при некоторых патологиях потребуются дополнительные исследования: бывает так, что обычную проверку ребёнок проходит на отлично, но потом оказывается, что часть частот его мозг не воспринимает, и это влияет на речь.
  • Детский невролог оценивает возможное наличие органических поражений нервной системы и их последствий. Для оценки состояния могут быть рекомендованы варианты аппаратной диагностики: электроэнцефалография, нейросонография, магнитно-резонансная или даже компьютерная томография (МРТ и КТ у детей имеют ограничения и особенности проведения).

После оценки соматического здоровья ребёнка могут направить к дефектологу или детскому клиническому психологу, чтобы выявить возможные причины задержки речи.

Кроме этого рекомендуется после обследования здоровья записаться на консультацию к логопеду, чтобы получить советы по техникам для коррекции речи дома или начать заниматься у специалиста.  

Факт!

Чаще всего тревоги родителей оказываются ложными, ребёнок – здоровым, а речь запаздывает из-за незначительных индивидуальных причин. Однако чтобы быть уверенным в этом или же «отловить» проблемы на возможно раннем сроке, надо не терять бдительность и вовремя обращаться к специалисту. Чем младше возраст начала коррекции, тем выше шансы на компенсацию нарушений.

Нарушения речевого развития: что может мешать ребёнку говорить?

Нарушения речевого развития: что может мешать ребёнку говорить?

В спектре нарушений речи есть много различных вариантов, и порой даже опытные специалисты затрудняются в постановке точного диагноза ребёнку. Вот общая классификация нарушений (учитывайте, что они также могут быть комбинированными).

Основное разделение с точки зрения медицины в проблемах развития речи – их первичность или вторичность. Первичные вызваны поражением органов, отвечающих за распознавание и воспроизведение речи – слухового и речевого аппарата, или отделов головного мозга, ответственных за речь.

Вторичное нарушение развивается как следствие замедленного эмоционально-психического развития. Оно не вызвано органическими нарушениями, но наблюдается при других проблемах, например, расстройстве аутистического спектра у ребёнка, или у полностью здоровых детей, которые остаются без тесного общения с раннего возраста, как порой в детских домах.

Факт!

Ученые доказали, что лучший вариант раннего развития ребёнка – помогать ему осваивать социальные навыки общения. Именно это по данным исследований действительно оказывает стойкий эффект на уровень интеллекта и проявляется даже в школьные годы при освоении наук.

Частые первичные нарушения развития речи:

  • Алалия возникает из-за поражения коры больших полушарий головного мозга. Она подразделяется на моторную – когда понимание речи есть, но говорит ребёнок с трудом или не говорит совсем, сенсорную – когда звуковоспроизведение не страдает, но нет понимания смысла слов, и сенсомоторной, с обеими проблемами.
  • Афазия: о ней говорят, если ребёнок из-за травмы или болезни перестает разговаривать (диагностируется при потере речи после трех лет). Тоже выделяют моторную, сенсомоторную и смешанную формы.
  • Дизартрия: ребёнок все понимает и может говорить, но так как есть проблемы с достижением нервных импульсов от мозга до речевого аппарата, произношение очень невнятное и окружающим понятное с трудом или непонятное совсем.
  • ОНР или общее недоразвитие речи – когда все системы, участвующие в освоении и воспроизведении речи, сформированы недостаточно полно.

Значительная часть этих состояний поддается коррекции при условии раннего начала регулярных занятий с ребёнком. Как заниматься и что делать – будут советовать несколько специалистов конкретному ребёнку и его родителям, так как план работы всегда индивидуальный.

Родители должны знать, что план составляется только профильным специалистом и только после личной и очной диагностики ребёнка и консультации родителей. Вне зависимости от методов коррекции занятия дома будут составлять значительную часть работы – и это важно помнить. Как заниматься, чем, как часто – надо регулярно обсуждать со специалистами.

Факт!

Развитие речи требует систематического подхода. Поэтому занятия лучше проводить ежедневно по немногу, пока малыш не устает, нежели раз в неделю садиться и заставлять ребёнка заниматься целый час.

Как предотвратить нарушения развития речи?

И можно ли это сделать? Правы ли те родители, которые утверждают, что они просто читали Пушкина с рождения, и ребёнок заговорил в год полными фразами?

Факт!

Ученые доказали, что ребёнок начинает распознавать интонационный рисунок родной речи еще до рождения. После появления на свет малыши по-разному реагируют на родительский язык (даже если говорит не мать) и иностранную речь.

Предотвратить нарушения речи можно, так как эта высшая психическая функция, как и остальные, формируется во время взаимодействия. Если нет общения – нет и потребности в развитии речи. Так как формирование начинается почти с рождения, надо начинать разговаривать практически сразу. Вот рекомендации, как это делать:

  • Обращайтесь к малышу, называйте по имени, комментируйте, что вы делаете, что он делает, даже если он просто пошевелил пальцем. Не смущайтесь своих интонаций: как выяснилось, специфическое произношение, которое используют родители в обращении к малышам – более высокий голос и протяжные звуки – помогает детям быстрее развиваться;
  • В дальнейшем поддерживайте гуление и лепет, задавайте новые интонации слоговым «песням», «разговаривайте» при помощи них, помогайте малышу почувствовать удовольствие от такого вида общения;
  • Включайте ребёнка в разговор, даже если он пока не умеет ни говорить, ни отвечать. Реагируйте на то, что он произносит, подхватывайте «диалог»;
  • Не разговаривайте монологами: делайте паузы, пусть ребёнок отвечает так, как может, хотя бы жестами;
  • Задавайте вопросы, постепенно усложняя их;
  • Если малыш уже умеет словами что-то попросить, настаивайте на речи, переставая «понимать» жесты и звуки;
  • Поправляйте ошибки и помогайте строить фразы, дополняйте их подробностями;
  • Вместе с ребёнком радуйтесь его новым словам.

Это несложные рекомендации, но именно они помогают избежать вторичных нарушений развития речи. Первичных избежать крайне сложно: хотя есть факторы, которые влияют на возникновение алалии или афазии, но далеко не все можно исключить. Патологии развития могут появиться у самого избалованного вниманием ребёнка, с которым много и с удовольствием разговаривают.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 18.05.2021 10:19
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

One year of high-quality early education improves outcomes for low-income infants, toddlers / Noreen Yazejian, Donna M. Bryant, Sydney Hans, et al. // Child Development February 8, 2017
Does the raising IQ-raising g distinction explain the fadeout effect? / John Protzko // Intelligence 2016 56
Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly 2018. May

Читайте также

Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев и его особенности
Развитие малышей: особенности новорожденных, основные этапы и их сроки. Как помочь ребенку развиваться правильно?
Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?
Что надо знать о двурукости: бонусы и минусы, особенности и опасности амбидекстрии.
Развитие ребенка в 6 месяцев: что пора уметь?
Что пора уметь малышу после полугода: основные навыки и умения.
Детские рисунки на тему ЗОЖ: закрепляем полученные знания
Ребенку задали нарисовать рисунок на тему ЗОЖ? Это отличная возможность для формирования нужных навыков.
Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР
Ученые: методика PRT помогает стимулировать и развивать речь лучше, чем все остальные.
Не готов к школе: эксперты о детях, которые начинают учиться слишком рано
Особые проблемы самых маленьких в классе: СДВГ, УО, депрессии. Простые тесты готовности к школе.