30.04.2016 3682

Становление речи малыша

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Речь является лучшим способом взаимодействия между людьми. Однако, возможность разговаривать не является врожденной и приобретается в процессе развития. С самого возраста дети слышат речь своих родителей и близких людей. Грудные дети еще не способны воспринимать обращенную речь и тем более произносить отдельные слова, однако они слышат звуки, улавливают интонацию слов, начинают отличать речь от посторонних звуков. Развитие речи как средства общения невозможно без участия взрослого.

Первые попытки заговорить

Постепенно взрослея, ребенок пытается произносить свои первые звуки, гулит, лепечет. Это его первые попытки создать собственные слова. Однослоговые слова, которых нет ни в одном литературном словаре, порой обозначают конкретный предмет, действие. Повторяя за взрослыми обращенную речь, малыш обогащает свой словарный запас и пытается самостоятельно изъясняться.

«Детские» и «взрослые» слова различаются по составу

Между первым и третьим годами жизни ребенка речь претерпевает некую эволюцию: малыш может произносить полноценно несколько «взрослых» слов, но, в целом, его язык мало похож на общепринятый родной.

Взрослые часто задаются вопросом, что является нормой в этот период «автономной детской речи»? В первую очередь следует отметить, ребенок изобретает собственные звукосочетания, а не искаженно передает «взрослые» слова. «Детские» слова могут представлять собой «обломки» взрослых слов («па» — памперс или упал, «за» — заяц и т. д.). «Детские» слова могут быть абсолютно не похожи ни на какое «взрослое» слово, при этом оно может иметь определенное значение («лагисток», «гигика» и проч.).

Развитие мышления

Развитие мышления

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления малыша. Новая информация об обозначениях объектов, их отличительных признаках закрепляется в виде первых представлений об окружающем мире. На эти представления будут наслаиваться впоследствии новая информация. Знакомство ребенка с обобщающими словами («одежда», «фрукты», «животные») будет способствовать развитию абстрактного мышления, для лучшего усвоения поступающего материала.

Средство контроля

Когда мы что-то запрещаем ребенку, или указываем, как правильно осуществить то или иное действие, мы сообщаем ему некую словесную инструкцию. Следуя ей, ребенок контролирует собственное поведение. Уже завтра он будет формулировать для себя приказы в собственной внутренней речи.

Когда же он заговорит?

Вы когда-либо встречали взрослого здорового человека, который вырос в социуме и совершенно не умеет разговаривать? Такая ситуация практически невозможна, поскольку речь является основным инструментом обмена информацией между людьми. Еще не было письменности, земледелия и государств, а люди уже общались посредством речи.

Некоторые родители могут беспокоиться, мол, «ребенку уже два года, а он не разговаривает» или «у всех знакомых заговорили, а мой молчит». Не следует спешить в этой деликатной ситуации. Если ребенок здоров, в развитии не отстает от сверстников (по заключению докторов), сам пытается общаться и окружающие с ним общаются, то он заговорит. Порой это происходит столь ярко и активно, что родители начинают с умилением вспоминать те времена, когда чадо помалкивало.

Ребенок молчит: ждать или помогать?

Ребенок молчит: ждать или помогать?

На этот вопрос у профессиональных логопедов один ответ: помогать. Особенно в период 2-3 года. Ненавязчиво, не ожидая быстрых результатов, разговаривать с ребенком и использовать рекомендованные специалистами упражнения, потешки и прочие инструменты для развития речи. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи своего ребенка и чем раньше будет оказана необходимая помощь, тем эффективнее она будет, и влияние дефекта речи на формирование личности сведется к нулю. Тактика пассивного бездействия родителя, как и напряженного ожидания «когда же он сам заговорит», является порочной.

Нарушения речи

Другое дело, когда ребенок заговорил, но некоторые слоги или буквы так и не научился отчетливо выговаривать: заикается, не может произнести звук «Р», проглатывает слоги. Речь ребенка, как и музыкальный инструмент, иногда требует «настройки». Такие проблемы не являются редкостью и иногда проходят самостоятельно, но для лучшего их разрешения все-таки необходимо уделять ребенку время, заниматься с ним, объяснять, как следует произносить те или иные звуки и слова. Дети легко поддаются процессу обучения и лучше начинать выстраивать правильную речь сызмальства, чем пытаться перевоспитать подростка. Для лучшего эффекта следует проконсультироваться с грамотным специалистом, он выявит все имеющиеся проблемы и даст ценные советы по их искоренению.

Причина задержки развития речи

В основе задержки речевого развития может лежать простая причина. Главная составляющая успешного становления речи — это общение родителей с малышом. В современном