Реджио Эмилия: система воспитания по-итальянски

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Когда в 1991 году американские газеты назвали детский сад в Реджио Эмилии, Италия, одним из 10 лучших образовательных учреждений мира, центры раннего развития в этом городке привлекли международное внимание. Что же такого сделал этот маленький итальянский город, чтобы создать всемирно известную систему раннего обучения, и как она работает?

Что такое система Reggio Emilia?

Что такое система Reggio Emilia?

Муниципальные центры для малышей и дошкольников реализуют программы развития для детей от рождения до 3 лет и 3-6 лет. Особое внимание уделяется поддержке детей из неблагополучных семей и детей с «особыми правами» (а не с особыми потребностями или ограниченными возможностями). Этот новый образ мышления, где все дети, особенно те, кто может быть изолирован из-за любых обстоятельств, считаются носителями потенциала и возможностей.

Подход Реджио Эмилии способствует переосмыслению детства и призывает общество ценить возможности, потенциал и компетенцию детей. Реджио-педагогика также помогает решить вопрос о том, как можно увидеть и измерить эффективность воспитательной и развивающей методики без чисел и норм. В основе этого подхода:

  • отношения с другими детьми, учителями, родителями и обучающей средой;
  • документация процесса обучения как способ, помогающий не только педагогу оценить развитие, но и ребёнку видеть свой прогресс и новые навыки;
  • проектная работа, в которой дети участвуют в исследованиях окружающего мира, самостоятельно выбирая, что они будут исследовать, а затем вместе с педагогом и сверстниками наполняя проект данными и мнениями;
  • предоставление самых разнообразных возможностей для ребёнка выразить себя (принцип «у детей 100 языков») с акцентом на визуальные методы, подходящие по возрасту;
  • активное слушание, где педагогом принимаются во внимание все детские речи, суждения и мнения.

Благодаря этим подходам к воспитанию и обучению преподаватели стимулируют развитие и расширяют возможности для каждого ребёнка. Они видят всех детей как способных, и роль учителя заключается в том, чтобы позволить детям достичь своего потенциала, в отличие от систем, где ребёнок считается некомпетентным и требующим помощи, а роль учителя заключается в том, чтобы «исправить» некомпетентность детей.

Преподаватели в дошкольных учреждениях, следующих системе реджио-педагогики, активно сопротивляются достижению и оценке возрастных норм и следованию режимам стандартизованного тестирования. Право ребёнка быть тем, кем он является здесь и сейчас, а не тем, кем он может стать, является базисом, основой, вокруг которой выстраивается система развития.

Дошкольные учреждения Реджио Эмилия ведут свою историю с середины ХХ века. После Второй мировой войны небольшая группа местных жителей, имея в своем распоряжении танк, несколько грузовых машин и лошадь, приступила к строительству собственной, независимой от религиозных учреждений школы в близлежащем городе для местных детишек. Так появилась первая в Италии светская школа-детский сад.

Этот разрыв с католической церковью способствовал появлению образовательных учреждений нового типа. Сегодня в Реджио Эмилии находится более 35 таких дошкольных учреждений, что довольно много для города с населением менее 200 тысяч человек. Особенно учитывая международное внимание и распространение данного типа педагогики. В настоящее время в разных странах существует более 30 международных сетей с детскими центрами, где постоянное сотрудничество рассматривает несколько учебных поездок в Реджио Эмилию ежегодно, а также многочисленные конференции и семинары, проводимые в сети.

В России сегодня также активно создаются детские сады и развивающие центры на базе принципов реджио-педагогики. И это не удивительно: в принципах реджио-педагогики Лорис Малагуцци, ее создатель, ориентировался в том числе и на работы Л. С. Выготского, выдающегося советского психолога.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Обучение и пространство для развития

Обучение и пространство для развития

Лорис Малагуцци

У ребёнка сто

(и еще сто, сто, сто) языков,

но у него крадут девяносто девять из них.

Школа и культура отделяют голову от тела.

Основная цель реджио-подхода — сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребёнка. У детей сто языков, сто способов думать, играть и говорить, но классическая система образования оставляет только один — вербальный. Чтобы избежать такого подавления способностей, педагог Лорис Малагуцци, основатель реджио-подхода, считал непременным условием предоставление возможности для самовыражения всегда и везде без каких-либо ограничений.

Образовательный процесс организовывается повсюду: на прогулке, в помещении, во время обеда. Любая тема и ситуация несут ценность, но не в формате «а сейчас мы пойдем собирать листья, и взрослый расскажет, почему они падают». Взрослый не должен давать ответы, но помогает найти их. Дети, например, садятся за стол, и педагог может спросить: «Как вы думаете, почему сегодня суп — оранжевый?» И выслушать все, даже самые невероятные предложения, помогая малышам организовывать дискуссию и понимать, что может придавать супу цвет и как твердый овощ превращается в гомогенную массу.

Сами помещения, где дети проводят большую часть времени, сверхнасыщены полезными предметами, стимулирующими зрительное и тактильное восприятие. Их интересно трогать, догадываться о назначении, происхождении, устройстве, применять в играх. Например:

  • множество материалов природного происхождения: листьев, веток, семян, ракушек, камней;
  • приборы для изучения и обработки (увеличительные стекла и микроскопы, столы с подсветкой, различные инструменты);
  • большое количество различных деталей, конструкторов, бусин, пуговиц, всего, что составляет множества, может быть собрано, разложено, подсчитано, выстроено в линии, скомпоновано в новые структуры;
  • краски, фломастеры, карандаши, бумага, холсты, глина и мозаика — все, с помощью чего можно выразить свои впечатления и взгляды. Сначала дети, как правило, используют карандаши и фломастеры, а с возрастом могут создавать коллективные большие мозаики и панно.

Изучением чтения, письма и счета в таких детских центрах не занимаются. Однако активно поощряется использование букв, цифр, символов, различных методов измерения вплоть до 33 попугаев в одном удаве, а также применение компьютера.

Основная функция педагога в реджио-подходе — отнюдь не охранять детей и подгонять их к положенным знаниям, но помогать совершать собственные открытия, умея вовремя приходить на помощь и устраняться в процессе насыщенного самостоятельного изучения мира малышами.

Критика реджио-педагогики

Критика реджио-педагогики

Несмотря на тот факт, что сама система становится все более популярна, исследования и публикации о реджио-подходе практически не содержат эмпирических данных, в которых можно было бы численно изучить успешность ребёнка при последующем обучении или в карьерном росте.

Это совсем неудивительно, учитывая, что среди основных принципов подхода есть активное сопротивление любым измерениям и отчетности о достижении определенного уровня знаний, умений и навыков у детей. Стандартизированные системы тестирования и учета успешности отсутствуют в реджио-центрах. Каждый ребёнок уникален и развивает свои способности, для чего ему создаются максимально комфортные условия. Оценить его развитие могут родители, педагог, сам ребёнок, основываясь на собственных работах, проектах, поделках, и сравнение того, как сам малыш мог нарисовать что-то год назад и сегодня, приветствуется.

Однако основная критика педагогической системы направлена не на отсутствие учета навыков детей «в массе», а на потенциально вероятное снижение эффективности подхода, возникшего в уникальном сплетении истории, культуры, политики и экономических аспектов итальянского города. Не в каждом обществе возможно внедрить схему, где детям не только позволяется активно самовыражаться, но и поощряются споры с педагогом с раннего возраста.

Работает ли реджио-подход вне центров?

Работает ли реджио-подход вне центров?

Постоянный и всевозрастающий интерес к реджио-подходу — следствие современной нагруженности дошкольной образовательной системы, где каждого ребёнка стараются привести в соответствие с показателями и нормативами.

Учитывая ключевые принципы, в которых дети, их способ мышления считаются ценностью, требующей индивидуального развития и раскрытия способностей, родители и педагоги стараются включать если не всю систему, то хотя бы части ее в образовательный и воспитательный процесс.

Сама система реджио-педагогики базируется на тесной связи с родителями: они в курсе всех проектов, событий, более того, они их соавторы и участники. Родитель — первый и главный воспитатель в реджио-подходе, а педагоги — помощники детей в процессе развития.

Комментарий эксперта
Майя Ишметова, психолог портала «Я-родитель»

Реджио-педагогика — это воспитание детей, которое основывается на нескольких принципах:

  • ребёнок заслуживает уважения;
  • он может сам контролировать свое развитие, выбирая то, что интересно;
  • детей нельзя ограничивать в движении, когда они познают мир;
  • у детей должен быть выбор способов и путей самовыражения.

Многие родители, не зная о реджио-педагогике, используют ее принципы, поэтому говорить о специальном внедрении их в семейное воспитание не приходится, при желании можно просто взять этот процесс под наблюдение, добавляя и обновляя его.  

Например, у ребёнка развивается тот или иной навык, и родители создают комфортные условия для его формирования: при желании лазать — организация такого уголка в доме; при интересе к звездному небу — «астрономическая» прогулка с наблюдением за звездами и изучением созвездий, а затем зарисовка их.

Возможность вместе мастерить и творчески самовыражаться — это хорошая семейная практика, знакомая многим родителям.

Следуя принципам реджио-педагогики, можно выделить несколько правил общения с ребёнком:

  • объяснять правила и задавать вопросы;
  • предлагая выбор, не торопить;
  • всегда учиться чему-либо, в любой ситуации;
  • поощрять и учить аргументировать, размышлять, придумывать, фантазировать.

Интерес детей к окружающему миру и происходящим процессам — движущая сила развития детей и лучшая мотивация — стимулируется при помощи вовремя задаваемых вопросов, ответы на которые ребёнок ищет сам, формируя собственный взгляд на этот вопрос. Именно так появляются новые нестандартные идеи в пределах правил, с которыми обязательно нужно знакомить ребёнка. Побуждая сына или дочь мыслить, не стоит задавать им вопросы, требующие односложного ответа.

Предлагая ребёнку выбор одежды, еды, развлечений, вы учите его прислушиваться к себе, интересоваться своими желаниями и потребностями. Отмечая последствия своего выбора, ребёнок учится ответственности.

В реджио-педагогике существует принцип: для получения знаний нет определенного места и времени. Где бы вы не находились — на прогулке, за столом, в пути — можно найти объект для обсуждения и исследования: дерево, хлеб, трамвай или поезд.

Придумывать и фантазировать лучше в младшем возрасте, потому что чем старше ребёнок, тем чаще он мыслит логически. И если творческое начало не развивать, то в дальнейшем ребёнку будет сложно креативить, ища выход из сложной ситуации.

Реджио-подход считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребёнка познавать и исследовать, выражать себя сотнями способов закладывается в раннем возрасте. Задача родителей — создавать условия для этого. 

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 21.02.2018 11:42, обновлено 17.04.2020 18:36
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Популярные мифы о воспитании детей
Существует масса заблуждений, мешающих многим родителям воспитывать своих детей в оптимальных условиях, способствующих полноценному развитию личности.
Как вырастить гения
Можно ли развить в человеке гениальность? Для того, чтобы ее развивать, гениальность для начала нужно найти
Как привить ребенку любовь к искусству?
Насколько важно развитие ребенка в сфере искусства? Как должны вести себя родители при разногласиях в интересах?
Как воспитывать детей без крика?
Систематический крик родителей портит не только настроение, но и отношения между членами семьи. Как взрослым научиться не кричать на ребенка, воспитывая его?
Вредные советы: как воспитать ребенка-невротика?
Переменчивость настроения, гордыня, контроль, тотальное недовольство жизнью – яркие признаки невротизма. Как воспитывать ребенка, чтобы он стал невротиком?
10 способов мотивации ребенка, которые не работают
Физические наказания, шантаж, сравнение с другими детьми, а также награды, бонусы и соревнования как методы мотивации: почему это не работает?