Под социальным развитием детей понимается усвоение ими ценностей и традиций культуры социума, в котором им предстоит расти. Задачи социального развития ребёнка включают воспитание культуры поведения, прививание ему норм коммуникации, уважения к себе и окружающим и т. д. И всё это входит в понятие социализации! Заниматься социализацией детей необходимо с раннего возраста, поскольку малыши быстро впитывают в себя модели поведения ближнего круга.
Почему важно социальное развитие детей
Прописная истина, что человек — существо социальное, говорит о неспособности людей существовать изолированно от социума. А для того, чтобы влиться в этот социум, необходимо учитывать нормы, правила и систему ценностей, на которых основано любое общество.
Маленькие дети в ходе общения со сверстниками или взрослыми должны усваивать эти правила, чтобы не стать нарушителями норм или даже изгоями. Из этого вытекает следующее: помимо интеллектуального и психофизического развития ребёнка важно уделять внимание и социальной стороне личности, учитывая возрастные особенности детей.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования чётко определяют задачи социального развития для педагогов в детских садах и организациях:
- прививание детям культурных ценностей и норм социума;
- формирование культуры поведения со сверстниками и взрослыми, готовности к взаимодействию и коммуникации;
- развитие важных эмоциональных характеристик (эмпатия, отзывчивость, доброжелательность);
- формирование уважительного отношения как к себе, так и окружающим;
- создание необходимых условий для коллективного труда и творчества.
Однако надо помнить, что социализация ребёнка — задача не только детских садов: она складывается из окружения, воспитания и взаимоотношений в семье. Причем последняя имеет едва ли не решающее значение. Так, исследователи Я. Хэ и Ч. Лю в своей работе отметили, что от стиля родительского воспитания зависит социально-эмоциональное развитие детей: чем теплее в семье отношения, тем меньше у малыша проблем с социализацией.
Способы социального развития детей
Для социального развития ребёнка родители и педагоги используют широкий спектр методов, приёмов и форм обучения: игры, беседы, прогулки, совместный досуг, приобщение к культурным ценностям, чтение художественных произведений и др.
Ряд педагогов особенно выделяют в качестве воспитательных приёмов прогулки на природе и развивающие игры для детей. Так, исследование шотландских учёных Э. Ричардсон и Д. Пирса доказывает, что нахождение на природе благотворно действует на детей и уменьшает социальные, эмоциональные и поведенческие трудности. Важно не просто устраивать прогулки, а организовывать совместные занятия, например, сбор листьев для гербария или посадку цветов для клумбы. Такой досуг не только сближает детей и учит их заботиться о природе, но и формирует в них эстетическое отношение к окружающему миру.
Игры же издавна считаются отличным инструментом познания мира и приобщения к социальной жизни. В частности, через ролевые игры дети усваивают разные модели поведения, характеры героев, примеряя их на себя и свой круг общения.
Таким образом, для социального развития детей имеется множество способов, которые можно чередовать и комбинировать между собой, и всё это легко могут применять родители в семье при общении, на прогулках и в играх.
Использованы фотоматериалы Unsplash