Когда взрослые люди становятся родителями, они стремятся сделать все для того, чтобы их дети жили счастливо, спокойно и ни в чем не нуждались. Мать и отец создают условия для комфортного проживания, зарабатывают деньги, чтобы обеспечить детское образование, развлечения, отдых, хорошее самочувствие. Однако материальные блага — это далеко не все, что могут дать родители детям. Кроме них есть еще духовная сторона воспитания и взаимодействия. Поэтому взрослые на протяжении жизни общаются с ребёнком, поддерживают с ним близкий контакт, учат, воспитывают, направляют, воздействуют.
Осознание родительской роли помогает матери и отцу не упустить самого главного в воспитательном процессе — вырастить здорового и счастливого человека, с уважением относящегося к себе и другим, умеющего разделять добро и зло, понимающего и умного. Какую роль играют родители в детской жизни? Что в процессе воспитания особенно сильно отражается на характере и психике ребёнка? Можно узнать из этой статьи.
Родители развивают самооценку
Когда ребёнок появляется на свет, у него нет убеждений и принципов, опираясь на которые он мог бы формировать свою самооценку. Развитие этого процесса во многом зависит от родителей, точнее, от их отношения к малышу. Самооценка ребёнка в процессе жизни может меняться, эти изменения также зависит от того, что говорят о нем родители, как реагируют на ошибки и вредные привычки, как хвалят, поддерживают, что думают о нем и как относятся к характеру.
Ребёнок растет и вместе с ним увеличивается его возможность управлять своими внутренними процессами самостоятельно. Это значит, что, взрослея, он может поддерживать и хвалить сам себя, также как ругать или испытывать чувство вины. Однако, основу самооценки в детской психике закладывают родители. Как они это делают?
- Когда оценивают детский поступок. Если малыш разбил вазу и в ответ на это он слышит от родителей «Какой плохой мальчик! Уходи, ты мне не нужен!», то в этот момент он себя чувствует так, как сказали взрослые — плохим и ненужным. В результате этого его самооценка снижается.
В таких ситуациях не стоит оценивать личность ребёнка — если попросить его впредь быть аккуратным и помочь собрать осколки, то самооценка не пострадает.
- Когда сравнивают ребёнка с другими детьми. Если родители говорят: «Петя — молодец, умный мальчик — ему только 5 лет а он уже умеет кататься на двухколесном велосипеде, а тебе 7 и ты никак не можешь научиться» — ребёнок будет ясно ощущать свою несостоятельность, то, что он хуже других и его мнение о себе испортится.
- Желая научить чему-то ребёнка, не следует сравнивать его с другими, указывая на недостатки или ошибки. Вместо этого нужно поддерживать сильные стороны характера — учить кататься на велосипеде и говорить: «Ты справишься. Я верю в тебя. Ты молодец», «Сегодня у тебя не получилось, но ты будешь стараться и обязательно научишься!».
- Слепое поклонение ребёнку. Похвала ни за что. Иногда взрослые чрезмерно опекают детей, бесконечно подпитывая их внутреннюю уверенность в себе и уникальность. Часто эти слова не имеют под собой основания и причин для похвалы. В таком случае родители не способствуют тому, чтобы ребёнок развивался, стремился, умел перерабатывать опыт и учиться на ошибках. Такое воспитание приводит к эгоизму, развитию нарциссических качеств личности.
- Занимаясь воспитанием, следует придерживаться «золотой середины», когда дети понимают, что получить похвалу и поддержку они могут в случае реальных поступков, совершая которые, они старались, трудились, прикладывали усилия. Так у ребёнка будет формироваться объективная самооценка — он будет знать, что не является идеальным и у него, как у всех людей, есть положительные и отрицательные стороны характера.
Учат выстраивать отношения
Дети не рождаются грубыми, агрессивными, плаксивыми, склонными к манипуляциям или роли жертвы. Такое поведение они приобретают, глядя на привычки родителей общаться. Если мама и папа молчат и обижаются друг на друга, не умеют выстраивать диалог и разговаривать по-взрослому, ребёнок быстро возьмет пример с такого поведения и будет поступать точно также. Когда он наблюдает, что члены семьи льстят и обманывают друг друга, отзываются плохо «за спиной», то скорее всего, он будет воспринимать такое отношение в семье как норму, и взрослея, привыкнет делать то же самое.
Детям в семье следует показывать пример уважительного и доверительного отношения друг к другу. Если родители стремятся к честности и пониманию, способны поддерживать друг друга, относятся с сочувствием и теплотой, то ребёнок учится такому же отношению к членам семьи и другим людям — друзьям, приятелям, одноклассникам, родственникам.
Учат детей любить
Невозможно требовать от ребёнка, чтобы он понимал и любил своих близких, если в детстве он страдал от недостатка родительской любви — его не понимали, не поддерживали, не ласкали, не говорили приятных и нежных слов. Дети могут вырасти черствыми, равнодушными или агрессивными, потому что они не знают, как это — любить и быть любимыми. Когда они чувствуют безусловную любовь, то не просто растут счастливыми, но еще и обладают возможностью дарить ее другим. Это делает их отношения с окружающими людьми теплыми, крепкими, уважительными.
Отвечают за привычки
Сложно требовать от ребёнка быть спокойным и сдержанным, если он с малых лет наблюдает, что в семье никто не умеет контролировать свои эмоции — близкие люди могут вспылить, обидеть друг друга резким словом или даже проявить насилие. Ребёнок приобретает вредные привычки в поведении очень быстро, и они становятся особенно крепкими, если он видит, что родители делают то же самое — например, ленятся, играют в компьютерные игры, являются зависимыми от алкоголя или табакокурения. Прежде чем развивать в ребёнке здоровые привычки, следует работать над развитием их в себе — заняться спортом, внедрить в семью здоровый образ жизни, перестать грубить окружающим, научиться ставить цели и достигать их.
Родители формируют ценности
Способность уважать мнение и чувства других людей, безусловная любовь, понимание потребностей окружающих, желание оказать помощь близкому — все это качества, которые многие родители хотят видеть в своем ребёнке. Однако, чтобы он вырос именно таким, нужно «вложить» в него много своих личных достоинств, во время воспитания демонстрировать общечеловеческие качества характера — те, которые особенно ценятся в кругу семьи и обществе. Дети научатся отделять добро от зла, если взрослые будут рассказывать им об этом, показывать на собственном примере, как можно быть честным и справедливым. Ребёнок научится быть хорошим другом и уважаемым человеком, если с малых лет будет наблюдать, что именно такими являются отец и мать.
На воспитание и развитие оказывают влияние как социальная среда, так и то, что происходит в семье. Иногда родительский пример, личные качества взрослых являются основополагающими — именно они создают в ребёнке личность, развивают духовные ценности, на которые он будет опираться в дальнейшей жизни.