Для современного человека реалистичная оценка своих возможностей, достоинств и недостатков очень важна. Как минимум, для того чтобы найти и утвердиться на своем месте в обществе. А как максимум, чтобы иметь возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и показать миру себя как личность.
В детском возрасте самооценка является очень пластичной и зависимой от внешних влияний. Родителям следует отслеживать этот важный психологический фактор. Как? Ответом поделится портал MedAboutMe.
Является ли самооценка основой всех основ поведения ребёнка?
Одно из центральных потребностей абсолютно любого человека является самоутверждение. Это потребность выразить себя, свои мысли и чувства достойно. Без потребности утвердиться невозможно полноценное формирование личности малыша. Поэтому как слегка завышенная, так и чересчур заниженная оценка своего “Я” могут существенно мешать гармоничному развитию ребёнка: быть препятствием при достижении своих целей, весьма ощутимо мешать общению со сверстниками и даже способствовать закреплению определенных черт характера, с которыми ему предстоит бороться и преодолевать во взрослой жизни.
Какие психологические тесты призваны помочь родителям?
Конечно, родители могут предполагать о наличии слегка заниженной или слегка завышенной самооценки ребёнка, но психологи предлагают родителям несложный тест, являющиеся модификацией психологического теста Дембо-Рубинштейн. Он поможет выявить, в каких ситуациях ребёнок чувствует себя особенно неуверенно или, напротив, весьма уверен в своих силах.
На моральное самочувствие ребёнка влияют все значимые события, особенно, произошедшие недавно: так, утром ребёнок может случайно упасть во время прохода по школьному коридору и стать объектом насмешек, а уже через час он выиграет последний тур олимпиады и заслужит одобрение учителей. При этом со своими сверстниками он будет чувствовать себя некомфортно, а с учителями (по крайней мере, в ближайшее время) — радостно и уверенно. Стоит отметить, что далеко не все дети с удовольствием делятся с родителями своими ощущениями и внутренними переживаниями, даже если у них складываются прекрасные отношения со взрослыми.
Так что же предлагают психологи?
Рисуем героев!
Все детки просят родителей нарисовать им что-то или порисовать вместе, придумать сказочную историю. Можно этим воспользоваться и помочь ребёнку с помощью сказочного персонажа выразить то, что у него на душе.
Например, попросите нарисовать лесенку и пронумеровать каждую ступеньку от 1 до 10, а затем нарисовать человечка. Не следует предварительно ему объяснять, куда разместить персонажа. Пусть рисует по наитию. А теперь возьмите в руки цветные карандаши. Пусть другие фигурки прыгают по ступенькам, а вы попросите немного про них рассказать: спросите малыша, куда отправится человечек, когда ты находишься в спортивном зале, а где — когда ты сидишь дома, на какой ступени окажется человечек, когда ты учишься в школе, и что он при этом чувствует? Во время такого нехитрого анализа может стать понятно, где ребёнок чувствует себя комфортно, а где — весьма неуверенно.
Интерпретировать тест можно следующим образом: опасные три ступени снизу могут свидетельствовать об ощущении незащищенности или отсутствии своего места в компании и обществе. Ребёнок может попросту бояться попробовать свои силы из-за излишней стеснительности и замкнутости. Но подобное невысокое мнение о собственной персоне не будет способствовать достижению успеха. Здесь может потребоваться помощь специалистов.
Впрочем, если нарисованные фигурки располагаются на двух верхних ступенях, это тоже повод обратить пристальное внимание — завышенную самооценку оставлять без внимания нельзя. Можно привести в пример истории великих людей, состоявшихся в той или иной области.
Оптимальной для ребёнка является гибкая самооценка, то есть, претерпевающая небольшие изменения под воздействием смены обстановки или поступлением новой информации.
Примечателен рассказ из детства друга писателя Сергея Довлатова, в котором он делится, как нарисовал по просьбе учителя утку, помещавшуюся ровно в одну клеточку ученической тетради. А вот у Сергея утка занимала почти весь лист. Писатель и в юношестве чувствовал себя королем положения, и впоследствии не растерял умения себя подать.
Фон самооценки, сформировавшийся в детстве, сопровождает человека на протяжение всей жизни. И от родителей будет зависеть, скорректированы ли вовремя перекосы в ту или иную сторону, чтобы ребёнку было проще реализовать себя.
Создание адекватной самооценки ребёнка
Анастасия Менн, семейный психолог
Самооценка — одна из важнейших характеристик личности. В зависимости от самооценки человек (и ребёнок) ведёт себя тем или иным образом, общается в коллективе или замыкается, это влияет на его успехи в учебной деятельности. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Больше трудностей бывает у детей с низкой самооценкой, но и неадекватно высокая самооценка может привести к отказу коллектива от общения с ребёнком, что может привести к разочарованиям. Самооценка формируется через родителей, в глаза которых как в зеркало смотрится ребёнок, формируя самооценку и самосознание: «От того, что ребёнок увидит в материнском взгляде, зависит то, каким он станет» (Дональд Винникотт).
Что сделать, чтобы сформулировать адекватную самооценку у ребёнка?
Во-первых, принимать его таким, какой он есть. Иногда родители с пелёнок считают, что ребёнок должен стать балериной и учёным, а когда развитие ребёнка идёт по-другому, своему, уникальному пути, разочарование родителей может вылиться на него и привести к низкой самооценке.
Во-вторых, сложно переоценить вред постоянной критики ребёнка и отсутствия похвалы. Или когда похвала носит формальный характер. Например, ребёнок показывает рисунок, и родитель практически отмахиваясь, говорит «Молодец». Лучше, если похвала будет описательная: «Вот здесь ты нарисовал солнышко и зелёный домик. Как здорово это у тебя получилось».
Для взрослых детей с целью повышения повышения самооценки в трудные моменты рекомендуется составить памятку «Ай, да я». Это таблица из трёх граф: мои достижения, мои таланты и мои способности. Будет здорово, если вы заполните эту памятку вместе, да и родителям неплохо иметь такую памятку для себя.
Завышенная самооценка может сформироваться, если родители хвалят очень сильно и даже неадекватно каждое действие ребёнка. Это опасно тем, что, столкнувшись с социумом, где действия ребёнка будут оценены иным способом, у него может возникнуть стресс и разочарования.
Человек с адекватной самооценкой хорошо понимает свои сильные стороны, у него редко бывают трудности с общением в коллективе, он открыт миру. У родителей есть все возможности сформулировать у ребёнка адекватную самооценку через принятие, похвалу, адекватную мягкую критику.
Анастасия Менн, семейный психолог
Самооценка — одна из важнейших характеристик личности. В зависимости от самооценки человек (и ребёнок) ведёт себя тем или иным образом, общается в коллективе или замыкается, это влияет на его успехи в учебной деятельности. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Больше трудностей бывает у детей с низкой самооценкой, но и неадекватно высокая самооценка может привести к отказу коллектива от общения с ребёнком, что может привести к разочарованиям. Самооценка формируется через родителей, в глаза которых как в зеркало смотрится ребёнок, формируя самооценку и самосознание: «От того, что ребёнок увидит в материнском взгляде, зависит то, каким он станет» (Дональд Винникотт).
Что сделать, чтобы сформулировать адекватную самооценку у ребёнка?
Во-первых, принимать его таким, какой он есть. Иногда родители с пелёнок считают, что ребёнок должен стать балериной и учёным, а когда развитие ребёнка идёт по-другому, своему, уникальному пути, разочарование родителей может вылиться на него и привести к низкой самооценке.
Во-вторых, сложно переоценить вред постоянной критики ребёнка и отсутствия похвалы. Или когда похвала носит формальный характер. Например, ребёнок показывает рисунок, и родитель практически отмахиваясь, говорит «Молодец». Лучше, если похвала будет описательная: «Вот здесь ты нарисовал солнышко и зелёный домик. Как здорово это у тебя получилось».
Для взрослых детей с целью повышения повышения самооценки в трудные моменты рекомендуется составить памятку «Ай, да я». Это таблица из трёх граф: мои достижения, мои таланты и мои способности. Будет здорово, если вы заполните эту памятку вместе, да и родителям неплохо иметь такую памятку для себя.
Завышенная самооценка может сформироваться, если родители хвалят очень сильно и даже неадекватно каждое действие ребёнка. Это опасно тем, что, столкнувшись с социумом, где действия ребёнка будут оценены иным способом, у него может возникнуть стресс и разочарования.
Человек с адекватной самооценкой хорошо понимает свои сильные стороны, у него редко бывают трудности с общением в коллективе, он открыт миру. У родителей есть все возможности сформулировать у ребёнка адекватную самооценку через принятие, похвалу, адекватную мягкую критику.