В советское время существовала единая форма для школьников. Коричневые платья с черными повседневными или белыми праздничными фартуками — для девочек, брючные костюмы — для мальчиков. Особый атрибут того времени — красный пионерский галстук, которым гордился каждый ребёнок. Отношение к школьной одежде тогда было очень серьезным. За проявление вольности или неаккуратности в этом вопросе следовал выговор. С развалом СССР в школы пришла общая атмосфера вседозволенности. Хлынувший поток заграничных вещей, джинсов и спортивных костюмов определил новую моду в школьной среде. За последние 5 лет большинство российских школ снова пришли к относительному единообразию и дресс-коду.
Польза единообразия в одежде для ребёнка
Сегодня не определена единая форма для всех учащихся. Каждая школа на местном уровне определяет цветовую гамму, стиль и символику. Этими вопросами часто занимаются совместно родительские комитеты и учителя. Основная цель унификации в этой сфере — чтобы каждый ребёнок чувствовал себя наравне с другими.
Становится не так заметно деление по материальному, религиозному, социальному положению. Семьи продолжают одеваться в магазинах разного уровня, носить одежду определенного качества. Но большинство детей не отличит кашемир от искусственного материала, не разбирается в лейблах, поэтому уменьшается риск нападок на скромно одетых детей.
Отдельно взятый ребёнок может быть добрым, отзывчивым, смышленым. Но в коллективе школьники часто ведут себя жестоко. Они издеваются, смеются над теми, кто отличается от большинства. Дети из неблагополучных семей нередко идут по наклонной именно из-за того, что их не принимает и не уважает класс. Агрессия, плохие оценки — это протест против системы.
Дресс-код в теории должен помочь снизить накал, дать возможность малообеспеченным семьям одевать своих детей не хуже других: светлый верх, темный низ можно купить в любом стоковом магазине. Учебное заведение — не то место, где нужно соревноваться в моде.
Что мешает современному ребёнку концентрироваться во время уроков?
Уроки в наше время проходят на новом уровне. Интерактивная доска, видеопособия, конференции по удаленной связи, планшеты на партах вместо учебников уже никого не удивляют. Новшества, гаджеты направлены на упрощение и ускорение учебного процесса. Возможность не носить все учебники в рюкзаке разгружает детские спины. Современная подача материала на экране более привычна и лучше воспринимается юными умами. Звуковые и визуальные материалы разнообразят стандартные лекции и диктовки школьным учителями.
Но все это многообразие подачи информации может перегружать, вызывать усталость, раздражение, потерю концентрации. Особенно это касается учеников младших классов. Единые правила использования гаджетов и типовая школьная форма помогают сосредоточиться.
Мальчики меньше отвлекаются, если девочки одеты в деловом стиле, а не в рваные джинсы и короткие юбки. Зеленые, синие, серые, белые оттенки способствуют концентрации. Любимый молодежью кислотный желтый, розовый или красный вызывают усталость и раздражение во время уроков. Кабинеты и офисы окрашивают согласно этим принципам, а взрослые люди неспроста одеваются строго на деловые встречи.
Как подростки борются со школьной системой?
На ребёнка 7-10 лет надеть школьную форму обычно не трудно. Ученики младших классов не особо заботятся об оригинальности своего внешнего вида, не хотят выделяться, нарушать правила.
Сложнее воспринимают дресс-код подростки. Молодые люди стремятся к проявлению индивидуальности, хотят внимания противоположного пола, иногда им просто нужно скрыть недостатки или подчеркнуть достоинства. Школьная форма не учитывает особенности фигуры или темперамента каждого человека, у нее другое назначение.
Проще договориться с подростком, который раньше носил форму, и по каким-то причинам перестал. Стоит спокойно поговорить с ним. Предложить перешить костюм, подогнать его под фигуру, дополнить красивыми аксессуарами или договориться о компромиссе: покупке новых вещей для встреч с друзьями, прогулок, посещения внешкольных мероприятий и секций.
Тем, кто сталкивается с повседневным дресс-кодом в старших классах — сложнее. Можно дать им время для адаптации, постепенно вводя элементы формы. Видя, что одноклассники тоже надели рубашки и брюки, подростки быстрее привыкнут к изменениям. Хотя яркая косметика и крупные аксессуары нежелательны в учебных заведениях, дочку можно порадовать новыми сережками или стильной сумкой. Так смириться со скучной серой юбкой будет проще. Купить обновки можно на сэкономленные средства: не нужно постоянно пополнять гардероб для школы.
Привычка одеваться уместно и красиво
Есть взрослые люди, которые не умеют одеваться согласно ситуации, времени дня и года. Существует общепринятое разделение одежды: на дневные и вечерние наряды; деловые, повседневные и праздничные. Например, зимой на совещание в прохладный конференц-зал лучше надеть жилетку под пиджак, а не свитер. А женщинам не стоит краситься ярко на работу, даже если вечером им идти в ресторан. Есть определенная длина платьев, уместная в приличном обществе или при встречах с коллегами.
Правило снимать головные уборы в помещении, надевать сменные туфли вместо зимних сапог в театре, не носить белые носки под черные туфли — эти привычки лучше прививать человеку с детства. Главный пример для ребёнка — это родители. Но школа и одноклассники играют большую роль в его жизни. Особенно важно то, как одеваются сверстники: дети склонны к подражанию.
Униформа дисциплинирует, исключает риски лишних травм из-за опасных аксессуаров или неподходящей одежды для беготни на перемене или физкультуры. Уроки проходят спокойнее, родители избегают лишних трат, отпадает мучительный вопрос по утрам «что надеть?». И по мере взросления дети интуитивно одеваются правильно: на экзамены и собеседования в деловом стиле, на дни рождения и дискотеки — в свободном.