Мультипликационные фильмы, кажется, вытесняют книжные сказочные истории из детства современных малышей. Но не упускается ли при этом что-то важное в воспитании и развитии ребёнка?
Опыт тысячелетий
Сказки могут поведать нам о жизненном опыте людей, накопленном за многие столетия. Как правило, рассказ ведется с помощью узнаваемых типажей – универсальных образов (герои и злодеи, короли и драконы, ведьмы и мудрые старцы), – а также значимых сюжетов (странствие, страдания, подвиг, падение и, наконец, возвышение). Сказки (как ни назови: сказания, мифы, легенды) несут в себе коллективный бессознательный опыт, отшлифованный не одним поколением мудрых людей.
Воодушевляя юность
Юнг полагал, что сказки способны передать определенную психическую силу, которая может «захватить и очаровать человека». Позитивный пример героя, положительный исход некой борьбы служит ориентиром, моделью, идеалом. Когда ребёнок впоследствии сталкивается с различными ситуациями, он выбирает правильную линию поведения, поскольку в детстве имел положительный образец.
Фантазия расширяет границы возможностей и познания себя
При прослушивании или чтении сказочной истории происходит исключительно важная деятельность воображения. Помимо очевидной пользы развития гибкости ума, происходит удивительный момент самоопределения: через образы и фантазии малыш может узнать себя в них. Сказки помогают познавать мир и себя как личность.
А что же мульты?
Когда ребёнок просматривает мультфильм, он воспринимает уже готовые, воссозданные режиссером, образы. В случае, если эти образы не утрачивают потаенный, глубинный смысл, это не так уж плохо. К сожалению, иногда создатели мультфильмов чересчур адаптируют сказочные истории к «малышковому восприятию», максимально упрощая их. Изгнав драматизм, можно лишить ребёнка пищи для ума. Если сравнить исходную сказку и снятый по ней мультипликационный фильм, поражаешься порой, как до неузнаваемости меняется сюжетная линия, а с ней – и мораль.
Сравнение историй
Например, возьмем сказку Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Прекрасная русалочка мечтает быть вместе со своим возлюбленным. При помощи колдуньи она воплощается в человека, но, увы, взамен теряет возможность говорить. Когда принц собирается жениться на другой, несчастная жертвует своей жизнью и превращается в дух, дочь света. У мультфильма счастливый финал: отважный молодой человек побеждает колдунью и приходит к русалочке с предложением руки и сердца.
Хэппи энд. Но так ли хорошо верить в непременно счастливое разрешение проблемы? Не случайно ли в наше время появилось множество психологических книжек для девушек, что выросли с желанием непременно встретить «принца на белом коне»? Сказки учат нас, что нужно иногда жертвовать чем-то и не питать лишних иллюзий. Тогда у ребёнка будет крепкая психика и он будет готов к возможным испытаниям.
Что хотела до нас донести сказка? Что Русалочка – жертва надуманных фантазий? Послушаем, как на этот счет рассуждают юнгианские детские психологи: героиня стремится возвыситься, выйти из подводного мира в мир земной, а после и подняться в небесный, – это возможно лишь через страдания. На примере персонажа мы видим, что к высокой цели приведут не только намерения, связанные с желаемыми достижениями (к примеру, быть вместе с любимым принцем), но и добровольный отказ от них (оставить принца для более подходящей невесты). Выигрыш не столь очевидный, но, безусловно, заставляет задуматься маленького человека о мотивах своих поступков, о конечной цели.
В мультфильме про Ариэль практически исчезла линия жертвенности. «При всех достоинствах мультипликации, дети не увидят сложный выбор, который придется сделать. И никогда не узнают, что обрести свою душу важнее, чем обрести принца», – делает заключение юнгианский аналитик Ханс Дикманн.
Резюме
Просмотрев короткометражный мультипликационный фильм, у ребёнка, без сомнения, останется яркое впечатление и позитивные эмоции. Однако вряд ли мультик заставит ребёнка думать и размышлять над историей, как это может сделать сказка. Вывод, который мы можем извлечь: если в вашем доме угасли интересные истории «за ненадобностью» или «нехваткой времени», вам стоит возродить отличную семейную традицию рассказывать ребёнку сказку на ночь; тем самым вы внесете вклад в его правильное будущее. В то же время, выбирайте такие мультики для ребёнка, которые можете с интересом смотреть сами – именно они принесут пользу вашему малышу.
Комментарии экспертов
Сергей Ланг, психолог, специалист в области семейных отношений, детской психологии
Для гармоничного развития ребёнка современный родитель должен учить огромное количество деталей. Досуг и развлечения не менее важны для развития ребёнка, как воспитание и обучение, и тоже являются частью его познавательной деятельности. Многие родители задаются вопросом: что полезней для малыша, чтение сказок или просмотр мультфильмов? Не секрет, что современные мультики очень эффектные и смешные, но не всегда доносят мудрые мысли до ребёнка. Можно ли обойтись без чтения классических сказок и занять ребёнка исключительно мультфильмами по их мотивам?
Конечно, большинство детей, особенно в наши дни, чтению сказок предпочитают просмотр мультфильмов, это вызывает у многих родителей справедливые сомнения: одинаково ли полезны в воспитании ребёнка сказки и мультфильмы. Психологи сходятся во мнении, что мультфильмы от современных киностудий, таких как Disney, например, часто не способны прививать ребёнку необходимые моральные качества так, как это делают сказки.
Хорошие классические сказки дают ребёнку очень многое и без их чтения все-таки не обойтись. Во-первых, чтение развивает в ребёнке грамотность и способность к аналитическому мышлению, а хорошие сказки еще и дают необходимое представление о морали и нравственности.
В мультфильмах, к сожалению, многие моральные выводы упущены. Они созданы как веселое зрелище для увлекательного времяпровождения. Просматривая с ребёнком мультфильмы, не упускайте возможности пообщаться с ребёнком и всегда объясняйте ему, какие герои положительны, какие – отрицательны и объясняйте ему, какая в произведении мораль. Когда ребёнок смотрит мультики, все его внимание поглощают сюжет, юмор и яркие краски, а осмыслять произошедшее на экране ребёнку не всегда интересно. Кроме того, сами сказки, по которым снимают мультики, могут быть изменены до неузнаваемости и утратить свою воспитательную функцию.
Агафонова Светлана Георгиевна, кандидат педагогических наук, профессор ИГУМО
Во-первых, сказка дает детям четкие нравственные ориентиры (причем делает это без утомительных нравоучений, которые чаще всего вызывают внутренний протест).
Именно сказки учат детей ценить семью, уважительно относиться к родителям, старшим братьям и сестрам. Любимые персонажи своим личным примером демонстрируют то, что трудолюбие, доброта и прощение – верный путь к счастью и благополучию («Золушка», «Белоснежка и 7 гномов», «Снежная королева» и т. д.).
Во-вторых, сказки демонстрируют детям то, что человек должен нести ответственность за те поступки, которые совершает. Почти все можно исправить, надо лишь понять и признать свою ошибку («Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» и другие).
Борисова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент ИГУМО
Сказка воплощает собой накопленный опыт поколений, дающий образцы поведения и отношения к миру, себе и другим. Те или иные сказочные персонажи являются собирательными образами, отражающими типы личностей. Взаимодействие сказочных героев формирует у ребёнка определенные установки и соответствующее поведение в социуме. Сказка как бы переносит выработанный многими поколениями культурный опыт в индивидуальное сознание ребёнка, помогая его социализации.