Социальное развитие детей дошкольного возраста — это усвоение ими традиций, правил и ценностей общества, в котором ребята живут. В процессе общения с другими детьми и со взрослыми ребёнок учится определённым нормам поведения, старается учитывать не только свои, но и чужие интересы.
Этапы социального развития
Выделяют пять этапов социального развития ребёнка:
- Младенчество — с помощью мамы ребёнок постигает азы общения.
- От 6 месяцев до двух лет — общение со взрослыми становится ситуативным и проявляется в виде практического взаимодействия.
- Два-три года — в этом возрасте ребёнок уже стремится к общению с другими детьми. Обычно в это время малыш начинает посещать детский сад, там он учится взаимодействовать с коллективом, с другими взрослыми, учится новым правилам поведения.
- 4-5 лет — ребёнок начинает задавать множество вопросов, общение становится более эмоциональным.
- 6-7 лет — начало формирования индивидуальности. Ребёнка интересуют вопросы о сути человека. Коммуникация приобретает личностную форму.
Все этапы очень важны.
Факторы развития
Что влияет на социальное развитие? Конечно, это семья. Именно родители учат ребёнка, как правильно вести себя в обществе, с другими людьми, как правильно разрешать конфликты, как вести себя в незнакомой обстановке. Ребёнок учится уважать других людей, правильно общаться со сверстниками, здороваться и благодарить, просить прощения, уважать чужой труд.
Детский сад — в дошкольном учреждении ребёнок учится сотрудничать с педагогами, другими детьми, правильно вести себя в разных ситуациях, соблюдать режим. Кроме того, в детском саду ребёнок начинает готовиться к школе, узнаёт много нового, учится быть дисциплинированным, ответственным.
Окружение ребёнка тоже влияет на его социальное развитие. Посещая разные кружки, секции, играя с детьми на площадке, ребёнок перенимает правила поведения, которые соблюдаются в конкретной группе.
Факторами развития является также литература, музыка, телевидение, природа. Влияние этих факторов должны отслеживать родители и использовать их для гармоничного развития ребёнка.
Средства воспитания
К средствам социального воспитания относится:
- игра;
- общение с другими детьми;
- беседы со взрослыми;
- обсуждение поступков ребёнка;
- упражнения для развития кругозора.
Игра — это основное занятие ребёнка дошкольного возраста и главное средство его развития. В игре ребёнок учится правильно вести себя в разных ситуациях, копирует поведение взрослых, задумывается о поступках других людей, анализирует, проигрывает разные модели поведения.
Общаясь с другими детьми, ребёнок учится вести диалог, взаимодействовать со сверстниками, уважать их мнение.
Беседуя с ребёнком, объясняя правила поведения, обсуждая его поступки, взрослые тем самым развивают его социальные навыки, учат понимать других людей, сопереживать им, делиться своими переживаниями, анализировать свои поступки, помогают ребёнку обзавестись друзьями, прививают основы морали.
Что касается упражнений для кругозора, их очень много. И заниматься с ребёнком надо регулярно. Это способствует социальному развитию, помогает узнать много нового.