Как детский сад влияет на развитие ребенка: отвечают ученые

Дискуссии родителей о детских садах бесконечны. Часть считает детские сады «передержкой» для детей, нужной в основном занятым (или уставшим) родителям. Другая часть убеждена, что детский садик нужен самому ребёнку, потому что там — социализация и приучение к дисциплине. Третья — и таких родителей, видимо, большинство — отдают ребёнка по возрасту в сад потому, что все так делают, это привычный этап воспитания и развития детей.

У всех точек зрения есть право на существование: дети разные, сады разные, воспитатели в одном детском саду и даже в одной и той же группе тоже разные. Наконец, жизненные обстоятельства у семей тоже не одинаковые. Так что единого ответа на вопрос, зачем ребёнку детский сад и нужен ли он вообще, нет. Зато есть данные, которые помогут принять информированный выбор (если у вас есть возможность это выбирать).

Ученые о детских садах и их влиянии на ребёнка

Ученые о детских садах и их влиянии на ребёнка

В Национальном Институте детского здоровья и развития человека ученые в течение 15 лет исследовали развитие тысячи детей США — из семей с разным уровнем достатка, образования родителей, количества членов этих самых семей. То есть с разнообразной выборкой.

Полные результаты исследования есть в книге «Твое происхождение: как детство влияет на жизнь» (The Origins of You: How Childhood Shapes Later Life).

Для сбора данных эксперты наблюдали, как каждый ребёнок посещает детский сад, какие изменения с ним происходят, и что вообще может повлиять на ребёнка в детском саду. Периодически детей тестировали, опрашивали, даже интервьюировали — чтобы оценить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и поведенческое развитие ребёнка. А еще ученые заостряли внимание на том, как воспитатели общаются с малышами, и делали выводы.

Это интересно!

Российские ученые обнаружили интересный факт. Если ребёнок в детском саду получает меньше (в сравнении с остальными в группе) внимания педагогов, имеет доступ к меньшему количеству игрушек, развивающих материалов, то потом он лучше адаптируется к различному окружению и эффективнее решает конфликты.

Что выяснили ученые за 15 лет наблюдения за детсадовцами?

Что выяснили ученые за 15 лет наблюдения за детсадовцами?

Ну а американские специалисты наконец сделали выводы из пятнадцати лет наблюдения за детьми. Часть этих выводов весьма очевидна, а какие-то наверняка заставят вас задуматься.

  • Чем лучше детский сад, тем лучше развитие ребёнка — вплоть до подросткового возраста (дальше не наблюдали). Если ребёнок посещал более «качественный» детский сад, где педагоги были внимательны, ответственно, общались с детьми сочувственно, отслеживали запросы ребёнка и реагировали на них, поощряли познавательную активность — то дети в школе получали более высокие отметки по предметам, где оценивали речевые навыки (письмо, родной язык, литература) и когнитивные (эти навыки не особенно нужны только на творчестве и физкультуре). То есть в целом дети из хороших детских садов учились лучше в школе — причем уровень детского сада зависел не от материальной базы, а от отношения воспитателей.
  • Социальные навыки также улучшаются при посещении детских садов, в которых о детях заботятся хорошо. Так, если ребёнок посещал не очень хорошее дошкольное учреждение, в старшем возрасте он будет более склонен к агрессии и асоциальному поведению.
  • Чем больше времени дети до трех лет проводят в детском саду, тем менее чувствительными к их потребностям становятся их мамы: это влияет на привязанность и реакции родителей (а затем на самих детей). Не стоит путать привязанность и зависимость: разобраться, что же нужно ребёнку, поможет статья «Счастливые дети — зависимые дети?».
  • Еще одно последствие длительного пребывания в детском саду: ухудшается поведение. Исследование ученых из University of California показало, что даже в лучших детских садах пребывание детей надо дозировать, особенно для детей до 4,5 лет. Чем больше времени вне дома — тем больше агрессии и непослушания проявляли дети. Кроме того, есть и линейная зависимость: минимальная вероятность попасть в группу риска была у детей, которые проводили в детских садах до 9 часов в неделю, максимальная — при посещении по 45 часов в неделю (9 часов в рабочие дни). Эта связь сохранялась и в школьные годы. Такие дети чаще пробовали наркотики, вели себя рискованно, вступали в ранние и беспорядочные половые связи.
  • Группы с небольшим количеством детей оказались лучше, чем переполненные — что не удивительно. Но теперь это подтверждено научно в Duke University: исследование выявило, что это действительно влияет на успешность обучения в школе.
  • Наконец, хорошая новость: семья важнее детского сада. Даже в «плохих» детских садах, переполненных группах и с невнимательными воспитателями дети показывали успешные результаты в развитии, если у них были любящие и отзывчивые родители.

Какие выводы сделали ученые?

Какие выводы сделали ученые?

Детский сад действительно влияет на ребёнка, определяя в некоторой мере его развитие и будущее. Чем лучше садик и чем меньше времени там проводит ребёнок — тем выше результаты. Как выясняется, качество детского дошкольного учреждения не так важно, как то, сколько времени там будет проводить ребёнок. Время в детском саду — решающий фактор.

Однако если времени на ребёнка днем катастрофически не хватает, но из группы полного дня ребёнок возвращается вечером в теплую семейную атмосферу с внимательными родителями, это все может оказаться совершенно не важным. Непросто, конечно, бороться с последствиями снижения привязанности между родителями и детьми. Но так как мы теперь об этом знаем, то с этой проблемой можно справиться.

Так что не стоит начинать бояться за будущее и винить себя в необходимости «сдавать» ребёнка в ближайший к дому детский сад на весь день. Ученые привели неприятные факты, однако они же дали и лекарство: да, особой пользы для развития ребёнок в таком саду, скорее всего, не получит, а что-то ему и навредит. Но в долгосрочной перспективе все это не будет иметь значения, если дома его любят и понимают. А чтобы помочь создать нужную атмосферу дома, читайте «10 секретов, которые помогут воспитать ребёнка счастливым».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe

Ирригатор: кому нужен и как выбрать?

Сомневаетесь в том, нужен ли вам ирригатор, или не знаете как подобрать качественный девайс? Статья MedAboutMe поможет разобраться.
Опубликовано 29.04.2022 23:05
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

The stability of elementary school contexts from kindergarten to third grade / Lowenstein AE, Wolf S, Gershoff ET, et al. // J Sch Psychol. 2015
Family, Peer, and School Influences on Children's Developing Health Lifestyles / Mollborn S, Lawrence E. // J Health Soc Behav. 2018
The Origins of You: How Childhood Shapes Later Life / Jay Belsky, Avshalom Caspi , Terrie E. Moffitt , Richie Poulton // Harvard university press 2020

Читайте также

Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад?
Всегда ли детский сад приносит ребенку положительные эмоции? Как вести себя родителям, когда малыш не хочет туда идти?
Детский сад – источник инфекций? Почему малыши так часто болеют
Три дня в саду, неделя на больничном? Узнайте, почему дети часто болеют в детском саду и как им помочь.
Как защитить ребенка в детском саду?
Что делать, если ребенка обижают в детском саду? Как помочь ему?
Работа педагога-психолога в ДОУ: задачи и цели
Чем важна работа педагога-психолога в ДОУ? Мы расскажем, о целях, задачах и основных направлениях деятельности специалиста.
Мой дом второй: как подготовить ребенка к детскому саду?
Планируете в ближайшее время отдать ребенка в детский сад? К такому событию следует подготовиться заранее, чтобы малышу было легче приспособиться к новым для него условиям.
Ребенок не ходит в детский сад: как воспитывать его?
Как заниматься воспитанием и обучением ребенка, если он не ходит в детский сад?