Социальное развитие личности подразумевает включение индивидуума в общественную среду. Этот процесс взаимосвязан с разными сферами жизни человека – работой, семьей и т. д. Человек – существо социальное, и пребывание вне общества для него является крайне затруднительным. Взаимодействие индивидуума с обществом влечет за собой целый ряд явлений социально-психологического характера, которые формируют структуру его личности в соответствии с исторической эпохой, социально-экономической средой, а также с убеждениями семьи и ближайшего окружения.
Основные стадии социализации личности
Согласно распространенной концепции личностного развития, выделяют 5 главных периодов социализации, у каждого из которых есть отличительные черты и особенности:
- Стадия первичной социализации.
Характерна для детского и подросткового возрастов. Социальное развитие личности в этот период представляет собой адаптацию к окружению, и обусловливается усвоением базовых правил и общественных норм посредством запоминания и подражания.
- Стадия индивидуализации.
На данном этапе развития личности индивидуум стремится выделиться из социума, проверяя его границы методом проб и ошибок. В этот период происходит формирование характера человека. В некоторых случаях индивидуум приобретает нигилистический характер и полное отрицание общественных норм. Как правило, эта стадия характерна для подросткового и раннего юношеского возрастов.
- Стадия интеграции.
Характеризуется желанием и стремлением человека занять свое место в обществе. Насколько успешным будет процесс включения в социум, зависит от соответствия основных качеств личности и общественных ожиданий. При явном несовпадении этих двух факторов возможно формирование у человека негативных психологических установок. Нередко результатами такого несоответствия становятся агрессия и полное отрицание общественных устоев, в совокупности с внешним конформизмом (когда внутри человек продолжает бунтовать, но внешне подчиняется окружающим стандартам).
- Трудовая социализация.
Как правило, данная стадия развития личности затрагивает весь трудоспособный период человеческой жизни. На данном этапе индивидуум не только впитывает и принимает общественные установки, но и обогащает окружающую среду результатами своей деятельности.
- Послетрудовая стадия.
Характерна для пожилого и старческого возрастов. Главной задачей для человека в этот период становится передача социального опыта следующим поколениям.
Стоит заметить, что в разной культурной среде социальное развитие личности может значительно различаться.