Развитие технического прогресса неизбежно сказывается на жизни людей и особенно, если они относятся к молодому поколению. Но не всегда это влияние положительно. Современные дети уже в раннем дошкольном возрасте ловко обращаются с гаджетами, но не в состоянии самостоятельно одеться, завязать шнурки, выполнить несложные бытовые поручения. В результате они оказываются совершенно не готовыми к ситуациям, в которых нужно удовлетворять свои потребности без помощи взрослых. Чтобы подготовить малышей ко взрослой жизни и тем самым значительно облегчить ее, родители должны прививать детям навыки самостоятельности и обучать их элементарной бытовой деятельности.
Навыки самообслуживания для детей младшего дошкольного возраста
Начиная примерно с 4-летнего возраста, родители должны активно, но ненавязчиво, прививать детям навыки, благодаря которым ребёнок сможет удовлетворить свои элементарные бытовые потребности. К числу таких полезных навыков самообслуживания можно отнести:
- умение одеваться.
Дети раннего дошкольного возраста должны уметь определять изнанку и лицо одежды, застегивать пуговицы, молнии и крючки, завязывать шнурки, а также, по возможности, следить за своим опрятным видом. Обучение этим навыкам начинается примерно с 2-летнего возраста, когда ребёнок играет в игры с целью развития мелкой моторики. В результате к 6 годам дети могут самостоятельно одеваться и раздеваться;
- уборка.
Младший дошкольный возраст — время, когда следует прививать ребёнку аккуратность и чистоплотность. Сделать это можно, приобщая малыша к уборке собственных игрушек и наведению порядка во всем доме. В 4-5 лет ребёнок уже вполне способен вытирать пыль, подметать, убирать посуду со стола. Родителямследует держать чистые губки и тряпки в доступном для ребёнка месте, чтобы он мог в случае необходимости убрать за собой. Однако вся бытовая химия должна быть надежно спрятана от детей во избежание использования ее не по назначению. Результаты детской уборки нельзя критиковать, чтобы не отбить желание заниматься такой деятельностью. Следует тактично и мягко корректировать работу, объясняя, что в следующий раз нужно сделать по-другому. Похвала и поощрение инициативы и самостоятельной работы — основа успеха в процессе формирования личности ребёнка;
- стирка.
Ранний дошкольный возраст не помеха обучению этому полезному навыку. Дети помладше могут стирать свои мелкие вещи детским мылом. Для них это будет не столько работа, сколько веселая игра. Дети в возрасте 5-6 лет способны помогать сортировать белье по цветам, загружать стиральную машину, нажимать кнопки под руководством родителей. По завершении цикла стирки ребёнок может доставать вещи, подавать их маме для развешивания или вешать сушить белье самостоятельно;
- приготовление еды.
Привлекать детей к помощи на кухне можно уже с 3-х лет. Трехлетки в состоянии успешно размешивать, насыпать, накладывать продукты, помогая таким образом родителям на кухне. По мере взросления список навыков, полезных для приготовления еды, должен расширяться. Это может быть, например, умение обращаться с блендером, соковыжималкой или овощечисткой. К 7 годам малыш вполне способен освоить включение и выключение современной индукционной плиты и микроволновой печи и, следовательно, самостоятельно разогревать себе обед уже в первом классе. Конечно, младший дошкольный возраст — не самое лучшее время для знакомства со старыми моделями газовых и электроплит. Отработку этого навыка нужно отложить до момента, когда ребёнку исполнится 8-10 лет.
Полезная бытовая деятельность детей в раннем дошкольном возрасте
Кроме всех вышеуказанных полезных навыков самообслуживания, ребёнка младшего дошкольного возраста можно обучать следующим домашним делам и привлекать к таким занятиям:
- выращивание и полив растений.
Примерно в трехлетнем возрасте ребёнок активно интересуется живой природой. Родителям следует всячески стимулировать этот интерес. Для этого можно купить малышу набор для выращивания растений или приобрести землю, горшок и семена по отдельности и помочь ребёнку посадить цветы и ухаживать за ними;
- кормление домашних животных и их выгул по необходимости.
Ранний дошкольный возраст — благоприятное время для развития самостоятельности и ответственности у детей. Даже самые маленькие дети могут кормить рыбок, кота, попугая, небольшую собаку и других домашних питомцев. Шестилетки в состоянии выгуливать небольшого пса. В заботе о других у детей формируется правильное отношение к окружающему миру, поэтому родителям не следует отказываться от просьб завести домашнего любимца;
- помощь в покупках.
Мамы и папы могут привлечь ребёнка как к составлению списка покупок, интересуясь желаниями малыша, так и к непосредственному выбору и приобретению продуктов в магазине. Такая совместная деятельность ребёнка и родителей учит рациональности и работе в команде и будет наверняка полезна в последующей взрослой жизни.
Советы родителям по развитию самостоятельности у малышей
В процессе приучения к самостоятельности и привития полезных практических навыков родителям следует помнить о мерах безопасности и правилах, которые малыш должен соблюдать, чтобы его деятельность не навредила здоровью:
- все опасные предметы, продукты и средства (ножи, спички, бытовая химия) должны быть изолированы в местах, к которым у ребёнка нет доступа;
- родителям при обучении дошкольника навыкам пользования бытовыми приборами необходимо особое внимание уделять объяснению правил пользования ими и рассказывать о последствиях, возникающих при несоблюдении техники безопасности;
- ребёнку нужно давать только посильные задания и ставить перед ним выполнимые задачи, чтобы он ощущал успех и удовлетворение от проделанной работы. В противном случае отсутствие результата или чувство неуспешности, особенно если оно сопровождается критикой и наказанием, может надолго отбить у ребёнка желание проявлять инициативу и быть самостоятельным.