Проблемы педагогической психологии включают в себя вопросы обучения, воспитания, мотивации к учебе, развития у школьников способности к самостоятельному освоению материала и другие.
Предмет педагогической психологии
Психология педагогики имеет огромное значение, поскольку во главу угла ставятся закономерности не только учебного процесса, но и воспитательного; изучаются особенности психологии педагогов и преподавательской деятельности.
Следует отметить, что воспитание и обучение всегда идут рука об руку, ведь обучая детей мы их воспитываем, а воспитывая — обучаем. Тем более, что обучение в большинстве своем тесно связано со сферой когнитивных процессов, а воспитание — с эмоциями, нравственными установками, межличностными отношениями и ценностными категориями. Все это приводит к пониманию важности педагогической психологии как отдельной науки.
На учебную деятельность большое влияние оказывают культурная и социальная среда. Так, межличностные отношения детей серьезным образом сказываются на процессе обучения и в целом на учебной деятельности. А поскольку семья играет важную роль в становлении и развитии ребёнка в социуме, то родители и школа должны взаимодействовать в вопросе образовательной деятельности.
Несмотря на то, что в каждой школе свой контингент учеников и их родителей, свои условия обучения и воспитания, кадровый состав и техническое обеспечение, есть общий вектор, согласно которому необходимо налаживать тесные отношения школы и семьи. Только в этом случае возможно полноценное когнитивное и психологическое развитие ребёнка как здоровой активной личности.
Круг проблем педагогической психологии
- Психологи и методисты сегодняшнего дня сейчас начинают оглядываться на опыт дореволюционных и советских педагогов, которые внесли большой вклад в систему обучения и воспитания подрастающего поколения. Например, берут за основу идеи великого К.Д. Ушинского о воспитывающем обучении, о методе обучения для учеников с разными особенностями умственного развития. Таким образом педагогическая психология в свое время пришла к мысли, что обучать необходимо с учетом индивидуальной когнитивной и психологической специфики учеников.
- В дореволюционный и советский периоды школа была своего рода платформой для подготовки школьников к труду, творчеству и взрослой жизни. В современной школе за последнее десятилетие установились совершенно иные стандарты, отличные от прежних. Но вопрос развития ребёнка как личности до сих пор не утрачивает своей актуальности, несмотря на то, что методики школьного преподавания становятся малоэффективными. При помощи учителя и других взрослых ребёнок познает действительность, входит в социум, всесторонне развивается. А, по мнению советского педагога В.В. Давыдова, обучение стимулирует умственное развитие, и потому важно выстраивать образовательный процесс с учетом интересов и особенностей детей.
- Для школы важно понимание, как работают механизмы, отвечающие за интерес учеников к познанию, овладению новым материалом в ходе учебы. Отсюда вытекает вопрос обучаемости, под которым понимается комплекс способностей к деятельности разного рода, и который демонстрирует возможности ребёнка к усвоению учебной программы.
Описанные проблемы педагогической психологии приобретают дискуссионный характер и определяют ближайшее будущее российской школы.