Когда ребёнок идет в школу, на маму и папу обрушивается еще одна забота — ежедневная помощь новоявленному ученику с выполнением домашних заданий. Со временем возникает закономерный вопрос: «Действительно ли нужно помогать малышу, или же имеет смысл требовать, чтобы он самостоятельного вливался в обучающий процесс?». Дать четкий ответ неимоверно трудно не только родителям, но и успешным психологам и педагогам. Мнений по этому вопросу очень много и порой они противоречат друг другу. В любом случае принимать окончательное решение придется только родителям, поэтому им стоит тщательно подумать над этой темой, взвесить все «за» и «против».
Дети и школа: помощь первокласснику
Когда приходит время обучения в школе, родители понимают, насколько же быстро ребёнок взрослеет. Конечно же, следует учитывать, что в этой новой, непривычной среде ему в первое время будет находиться непросто. У малыша нет уверенности в собственных силах, четкой схемы выполнения упражнений; он растерян и не знает, с чего начать. В среднестатистическом классе обучаются 25 и более детей. Одна учительница просто не способна ежедневно уделять достаточное внимание каждому ученику. Поэтому если чадо отстает в учебе, преподаватель обычно откровенно просит родителей «подтянуть» определенные темы с ребёнком в домашних условиях. На первых порах помогать малышу обязательно нужно. Другой вопрос, как именно это делать.
Родители должны прививать своему чаду привычку систематически выполнять домашние задания; учить его сосредоточиваться, быть внимательным к деталям, относиться к «школьным» вопросам серьезно и вдумчиво. Необходимо уделять крохе и процессу его обучения достаточное количество времени и внимания, иначе начинающий школьник будет постоянно отвлекаться от уроков.
Организационные моменты домашних занятий
Маленькие дети всегда нуждаются в поддержке взрослых. Но если говорить об обучении наряду с привитием таких важных качеств, как ответственность и самостоятельность, то главная задача родителей — помогать своему чаду, создавая для него подходящую атмосферу, но не делая все за него. В то же время не нужно давить на ребёнка, иначе в таком ритме он долго не выдержит и вскоре взбунтуется против новых школьных условий. Поэтому рекомендуется устанавливать для детей четкие временные рамки, ориентировочно обозначающие начало работы и ее завершение.
Желательно, чтобы сразу после школы ребёнок мог отдохнуть, пообедать, посмотреть мультики. Уже в середине дня (15-17 часов) можно приступать к выполнению домашних заданий. Этот момент лучше заранее оговорить с чадом. Стоит помнить: его успешная работа (как и здоровье, хорошее самочувствие) непосредственно зависит от режима дня, за которым обязаны следить взрослые. Можно нарисовать специальную таблицу дневного распорядка школьника и вместе с ним повесить ее на видном месте. Это поможет малышу действовать в рамках оговоренного плана. Со временем, когда ребёнок подрастет, будет удобнее заводить будильник с напоминанием в его телефоне. Звуковой сигнал обозначит начало выполнения очередного задания.
Важно, чтобы через каждые полчаса домашнего учебного процесса малыш делал десятиминутные перерывы. Дети просто физически не способны неподвижно сидеть на одном месте часами. Им нужно периодически разминаться и отвлекаться. Во время таких пауз хорошо устраивать небольшие перекусы, но только без просмотра телевизора или компьютерных игр, иначе мысли о школе улетучатся безвозвратно.
Если ребёнок не хочет выполнять домашние задания
В этом случае взрослым прежде всего следует разобраться, с чем связано нежелание малыша делать уроки. Не стоит думать, что во всем виновата банальная лень. В 90% случаев это не так. Причины могут быть разными:
- ребёнок не понял темы и боится приступать к занятиям;
- у малыша плохие отношения с учителем, который преподает этот предмет;
- чаду не нравится изучаемая дисциплина.
Особенно часто такая проблема возникает у маленьких перфекционистов. «Внутренний критик» не дает ребёнку начать делать записи; он цепенеет, боясь сделать что-то не так.
В подобных обстоятельствах маме или папе следует поговорить с чадом и выяснить главную причину его нежелания делать уроки, а затем сделать все возможное, чтобы устранить препятствия.
Роль родителей в обучающем процессе
Взрослым следует всегда помнить о главной цели семейного воспитания. Заключается она в том, чтобы дети научились обходиться без посторонней помощи, быть самостоятельными во всех жизненных аспектах. Родителям стоит руководствоваться именно этими принципами, когда доходит и до выполнения малышом школьных уроков. Не нужно контролировать каждый шаг ребёнка, сидеть постоянно рядом, одергивать его, писать за него.
С самого первого дня учебы малыша в школе необходимо создавать все условия для его быстрой адаптации к учебе. Для этого нужно выработать вместе простой и понятный алгоритм, который будет нарабатываться день за днем без сбоев. Родителям следует постепенно уменьшать свое участие в этом процессе. Чем старше становится ребёнок, тем большая ответственность перекладывается на него. Сначала можно мягко, незаметно контролировать обучение, а в последующем помогать малышу только в действительно проблемных ситуациях и не забывать проверять выполненные задания каждый вечер. Самое главное — сохранять спокойствие, не торопить и не ругать ребёнка, если у него что-то не будет получаться. Иначе тяга к знаниям у него точно угаснет.
В идеале к пятому классу ребёнок должен выполнять домашние задания самостоятельно, без подсказок.
Альтернативное мнение: почему не стоит помогать детям делать уроки?
С другой стороны словесных «баррикад» также имеются свои аргументы. Звучат они довольно веско:
- Учеба — зона ответственности ребёнка.
Родители зачастую боятся отдавать подрастающему малышу в руки «поводья» взрослой жизни. И в первые пару лет обучения это вполне нормально и приемлемо. Но нужно понимать, что обучение в школе — это необходимость для ребёнка, и выполнять домашние задания должен только он сам. Постоянная оглядка на маму или папу будет только тормозить развитие малыша. Да, возможно ему будет страшно, но только так люди взрослеют — снова и снова берут на себя новые обязанности.
- Недремлющая родительская подстраховка убивает в ребёнке лидера.
Чадо, растущее под неусыпным контролем мамы или папы в будущем может стать хорошим исполнителем, но всегда будет ждать подсказок со стороны и, возможно, не научится принимать решения самостоятельно. Даже низкие баллы не стоит возводить на пьедестал позора. Да, получит «неуд», огорчится, зато в следующий раз постарается лучше.
- Малыш, который самостоятельно выполняет уроки, быстрее учится распоряжаться своим временем.
Если оценивать ситуацию не предвзято, то станет ясно: уроков у чада не слишком много, просто дитя не умеет грамотно пользоваться своим временем, в отличие от взрослого. Непродолжительное одиночество за учебником и налаженный для перерывов будильник дадут ему намного большее, чем постоянное родительское участие.
Родителям следует поддерживать малыша в учебе косвенно, не напрямую. Например, помогать ему разбираться в сложных вопросах, подсказывая правильное направление, но на этом помощь должна исчерпать себя.