Мы живем в мире, где информации в несколько раз больше, чем фактов. А сколько домыслов с предрассудками в этой массе – никто не считал. В итоге родителям несложно запутаться и начать бояться любых «отклонений» от нормы. Особенно, если об этой норме большинство умалчивает. MedAboutMe молчать не станет: читайте, какие 7 привычек малышей странные только на первый взгляд, а на самом деле в них нет ничего пугающего, что бы вам ни говорили. Спойлер: мы также подскажем, когда эта странность переходит границу нормы.
Желание есть только один вид продуктов
Если ребёнок признает только вареную картошку, сосиски (да еще определенной марки) или яблоки без шкурки, питается всего парой блюд и при этом постоянно тянется к кетчупу – это, увы, нормально.
Гастроэнтерологи и диетологи, конечно, такого не одобрят, да и педиатр будет не рад. Но вот психологи, психиатры и специалисты по эволюционным процессам подтвердят – все вполне в пределах нормы. Детский организм не должен тянуться к любой пище, так он защищается от отравления. Ну а то, что при этом ребёнок «зацикливается» всего на паре продуктов, часто, увы, последствия и огрехов в воспитании. Особенно если в детском саду он просит добавки.
Главное: это не признак аутизма, детской шизофрении и прочих проблем с психикой. Психолог тут не нужен – разве что взрослым, чтобы поправить взаимодействие с ребёнком. Ну а если ребёнок по натуре своей малоежка, то у нас есть для вас отличные советы по расширению его меню.
Когда это не нормально?
Если другие продукты, кроме избранных, вызывают проблемы пищеварения, если ребёнка тянет есть несъедобные предметы – поролон, бумагу, штукатурку, землю, причем есть, а не попробовать пару раз, если у него проблемы с весом (недостаток или избыток), то это уже не норма.
В первую очередь надо идти к педиатру, а там на усмотрение специалиста. Возможно, потребуется гастроэнтеролог, эндокринолог или другие врачи.
Слишком тих и застенчив: это патология?
Мы радуемся, когда дети активно начинают общаться даже среди незнакомцев, бегут к Дедушке Морозу и сразу включаются в игру на площадке. На таком фоне те, кто прячется за мамину юбку, цепляется за ноги при виде аниматора и не хочет отвечать чужим, как его зовут, выглядят «буками».
Однако это – совершенно нормальное поведение ребёнка, у которого здоровая нервная система и четко выстроенные границы «свой – чужой», и это – весьма полезные навыки. А отсутствие избыточной импульсивности еще обернется сохранностью нервов родителей: такие дети реже влипают в сомнительные мероприятия и подпадают под чужое влияние. Не подталкивайте ребёнка к аниматору, дайте время на привыкание. И уж точно ему не нужен психолог.
Когда это не нормально?
Если дошкольник, а тем более школьник не имеет друзей и приятелей совсем, наотрез отказывается от мероприятий, рыдает при виде незнакомца даже в собственном доме – с такими симптомами придется не просто сходить к специалисту, а, скорее всего, посещать его регулярно.
Детская мастурбация пугать не должна
Впервые многие мамы мальчиков сталкиваются с этим явлением еще в нежном годовалом возрасте. И форумы пестрят тревожными сообщениями «что делать, если годовасик теребит пиписик». К счастью, более опытные товарищи быстро успокаивают: это просто новая найденная часть тела, относитесь к этому так же, как к троганию ушей и пальцев на ногах, и следите – вероятно, ребёнок хочет в туалет.
А если все это не ограничивается походом на горшок, и девочка или мальчик продолжают себя трогать по различным поводам? Тут уже могут приплести и психические заболевания, и органические поражения мозга, и «врожденную испорченность»...
Но каким бы аморальным кому-то это не показалось, детский онанизм – вполне нормальное явление. Он встречается не у всех дошколят, но и отклонением не считается.
Когда это не нормально?
У детского онанизма немало причин: от исследования новых органов и удивления новым ощущениям, попыток снять напряжение (хотя оргазм в юном возрасте невозможен), до тесного белья и реакции на зуд и воспаление чувствительных мест (с этим – к врачу).
Но не норма, если ребёнка вовлекают в процесс другие – дети или, что еще хуже, взрослые. Но узнать о таком можно только, если изначально не стыдить за самостоятельные попытки исследовать себя.
Еще один красный флаг: если ребёнок не способен себя контролировать, не отвлекается от этого занятия ни мультиками, ни играми с мороженым, не способен следовать правилу «этим занимаются только, когда рядом никого нет (и чистыми руками)». Вот тогда это – симптом. Впрочем, он обычно только часть общей картины патологии. Ну а единичные случаи, которые ребёнок вполне способен прекратить по просьбе, совершенно нормальны.
Факт!
Ученые Университета Астаны поясняют, что патологические состояния в таком случае часто сочетаются с обкусыванием ногтей, выдергиванием волос, раскачиванием тела, бруксизмом – скрипом зубов ночами и прочими проявлениями невротического возбуждения.
Воображаемый друг как признак шизофрении
Во времена Малыша с другом Карлсоном все было попроще: и детских психологов найти можно было с трудом (да и занимались они иными вопросами), и воображаемый друг не считался признаком отклонения. Сегодня все может произойти совсем иначе: если ребёнок не расстается с истрепанным годами мишкой и носит его в школу, отмечая день рожденья игрушки, или рассказывает взахлеб истории про «дядю Витю-полицейского», брата-близнеца, особо умную синюю крысу, посещающую его ночами – то советов отвести его к психиатру не избежать. Что же это, если не галлюцинации?
Не надо никого никуда отводить: рассказы про воображаемых друзей, совместные приключения с ними – полная и безоговорочная норма у детей. Так развивается фантазия, а не отклоняется психика. И это точно не признак болезни, сколько бы «друзей» не «требовало» отдельных чашек за обеденным столом, и на кого бы ни сваливали вину за разбитые тарелки и пропавшие сладости.
Когда это не нормально?
Если кроме воображаемого друга других друзей нет, а то и с родителями ребёнок не общается, если мультик с Карлсоном – единственное, что ребёнок признает месяцами, а все общение находится только в интернете и больше нигде – вот это уже не норма (за исключением, разумеется, времени болезни и карантинов). И хотя причин у таких состояний масса и далеко не все патологические, но к специалисту лучше бы дойти, и поскорее.
Факт!
Как выявил известный российский детский психиатр В.В. Ковалев, «диапазон психопатологических симптомов в детском возрасте узок, он расширяется только с возрастом. А такие общепатологические синдромы, как аффективные, галлюцинаторные, бредовые, до школьного возраста вообще не обнаруживаются ввиду незрелости психики». Так что воображаемый друг – это просто воображаемый друг.
Как ребёнок реагирует на потерю и о чем это говорит?
Ребёнок может сутками горевать из-за побега хомячка и весело заливаться смехом после похорон бабушки – причем происходить это может в один день. И это – не признак психопата или истерика. Хомяк действительно мог быть любимцем, а бабушка осталась в памяти как поставщик пижам на вырост и голос в телефоне.
Дети могут быть слишком малы, чтобы осознавать серьезные утраты и потери или слишком (на наш взрослый взгляд) быть привязаны к хомячку (улитке, рыбке). Это – не признак, что в доме растет меланхолик, истерик или жестокое дитя с преступными наклонностями.
Когда это не нормально?
Не нормально, если каждая слезинка по поводу утраты хомячка или бабушки сопровождается бурными утешениями, обещаниями подарков и конфетами или принуждением страдать, из-за чего ребёнок начинает выражать протест и пренебрежение. Но это – не норма в родительском поведении, а не в детском. Болезни никакой не будет, а вот неправильный паттерн поведения вполне может сформироваться и закрепиться.
«Неправильная» гендерная самоидентификация: что не так?
«Мальчик, а плачешь», «дерется, а еще девочка», ногти красят только девочки, а на дерево им залезать нельзя – все эти и другие установки – личное дело каждой семьи. Хорошо, если у родителей есть понимание, что дети рождаются без знания своего гендера, не осознают, что вот этому малышу можно только в машинки играть (и никаких кукол), а вот тому – положено ходить в юбках и с бантиками.
Детям надо попробовать все – так они устроены. Ну а социум успешно корректирует все, что выбивается из привычных гендерных ролей.
Плохо, когда взрослые начинают ругать мальчика купить ему пупса или надеть розовую юбку и корону, девочку – за любовь к играм в футбол, войнушку и вообще мальчиковым компаниям. Еще хуже, если взрослые считают все подобные ситуации признаком нарушенной гендерной самоидентификации: мол, кто ж из тебя растет, если ты в пять лет уже ногти красишь, как девчонка? При этом все подобные случаи – норма, естественный период становления личности с ее ориентирами. Обычно он быстро заканчивается (кроме активных игр в «мальчиковые» игры – если у девочки нет такой же веселой компании девчонок в округе, ничего не поделаешь).
Когда это не нормально?
Можно призадуматься, не пора ли поговорить по душам в подростком, если он проявляет признаки поведения, не свойственные своему гендеру. Специалисты тут не нужны – а вот доверие важно.
Совершенно не норма, если ребёнок, чье поведение и ориентиры давно выстроены, вдруг отказывается быть мальчиком или наоборот, хочет изменить внешность, причем не в шутку или на время. Особенно не норма, если при этом он наотрез отказывается посещать какие-то места, заведения, друзей. Возможно, имеет место эмоциональная или физическая травма, насилие. Опять же, надо постараться его разговорить и сходить к психологу. Для начала – самостоятельно.
Практически все «странности» детей, которые многие относят к отклоняющемуся поведению, и внимания-то не требуют. Периоды развития разнообразны и не у всех совпадают. Но вот если такие странные привычки заполняют ребёнка или появляются вдруг, практически «на ровном месте», но надо выяснить, что же повлияло и отчего ситуация изменилась.
Хотя бывают случаи, когда вполне, кажется, обычные детские истерики – повод насторожиться. О таких мы рассказываем в статье «Из-за истерики к врачу: когда это не просто кризис или воспитание?».