Несмотря на древнее происхождение танцев, никаких материальных артефактов этому виду деятельности до сих пор не обнаружено. Скудную информацию ученые получают из настенных рисунков, кратких описаний в летописях и народных сказаний. Но ясно одно — танцы всегда были намного большим, чем хобби или вид искусства. Древние народы придавали этому занятию мистический характер, используя его как форму социальной сплоченности, религиозного культа и даже терапии.
Танец дервишей
Этот танец относят к национальному достоянию Турции, но его исполняют в Египте, Судане, Иране и в ряде других стран, где проповедуют суфизм. Он завораживает красотой цикличных и плавных движений: люди в белых, свободных одеждах под музыку длительно вращаются вокруг своей оси. Так дервиши Ордена Мевляны (Мевланы) достигают единства с Богом. Белые подолы танцоров символизируют саван эго, а высокая шапка из верблюжьей шерсти — надгробную плиту эго. Развивающийся черный плащ семазен показывает духовное возрождение человека, а скрещенные на груди руки танцора — божественное единство и гармонию.
Традиция танца зародилась во второй половине 13 века в небольшом турецком городке Конья. Там мудрец и проповедник суфизма Руми (Мевлана) основал монастырь и во время богослужений использовал живую музыку и танцы, которым обучился у своего друга Шамси Тебризи. После смерти Руми его внук продолжил распространение Ордена Мевланы, а в 15 веке окончательно сформировался танцевальный ритуал дервишей.
Мадагаскарский танец с мертвыми
Он распространен в центральном нагорье Мадагаскара. Примерно каждые семь лет жители острова проводят священный и очень важный для них ритуал Фамадихана. Они вынимают из фамильных склепов останки своих умерших родственников, чтобы поменять им саван, пообщаться с ними, попросить совета. В честь этого события устраиваются масштабные народные танцы под живую музыку, жертвоприношения, песнопения и широкое застолье. Малагасийцы верят, что связь между миром живых и мертвых зыбкая, а умершие их родственники могут путешествовать между измерениями. По версии островитян, люди состоят из тел умерших предков. Ритуал Фамадихана помогает миллионам малагасийцев укреплять родственные связи и почитать основателей рода.
Средневековое маниакальное хобби
Настоящей танцевальной манией была охвачена Европа в 13-17 веках. Танец для людей становился не просто хобби, а массовой истерией. К примеру, ритуал Святого Иоанна (или Танец Святого Вита) заставлял танцевать несколько месяцев подряд. Иногда такие танцы доводили людей до истощения, инфаркта, инсульта, вплоть до летального исхода. История помнит, как в середине 13 века в Германии погибло сразу 200 танцоров, поскольку рухнул мост, на котором они танцевали. Таким веселым, безудержным и опасным хобби увлекались как взрослые, так и дети, проживавшие в европейских странах. По одной версии, так люди пытались излечиться от чумы, которая свирепствовала в те времена, а по другой, длительные танцы были результатом отравления растением спорынья.
Танец озера Вендиго
В мифологии североамериканских индейцев племени алгонкинов упоминается кровожадное существо Вендиго — злой дух, который вселялся в людей и заставлял пожирать человеческую плоть. Чтобы избавиться от него был придуман целый ритуал, включающий в себя народные танцы с элементами театрализованного представления. Индейцы надевали маски доблестных охотников, а актера в роли Вендиго, облачали в сатирические одеяния. Согласно легенде, такие танцы исполняли в период голода, чтобы защитить племя от вспышек каннибализма.
Итальянская тарантелла
Название танца неслучайно напоминает наименование паука тарантула. По одной из версий, в Южной Италии 15 века был распространен способ исцеления от укуса ядовитого паука — танец, напоминающий судороги, бред и смертельную лихорадку. Народные врачеватели верили, что такой танец, изобилующий вращениями и резкими движениями, помогает избавиться от вредного токсина. В итоге тарантелла стала известным символом Южной Италии и любимым хобби многих итальянцев. В конце 17 века врачи пришли к выводу, что укус паука вызывает лишь незначительный отек ног, а танец помогает справиться со страхом и стрессом после укуса.
Народные танцы древних англичан
Танцы Морриса относят к старинной традиции англичан, упоминаемой еще в 15 веке. Само название происходит от средневекового итальянского танца «морески», что переводится, как «маленькие мавры». Эти народные танцы исполнялись несколькими людьми со специально окрашенными в черный цвет лицами и колокольчиками, привязанными к ногам. Помимо косвенных отсылок к обрядам Северной Африки, никаких конкретных связей с мавританскими танцами не обнаружено. Большинство исследователей полагают, что английские народные танцы Морриса возникли в языческом прошлом страны, благодаря кельтским культам плодородия. В 16 веке эти танцы включали в костюмированную комедию дель арте. Так или иначе, традиция сохранилась до сих пор в нескольких регионах Великобритании.
Танец самоубийц Залонго
В мировой истории с одним из самых массовых самоубийств был связан танец, который получил название Залонго. Именно так называлась печально известная гора на границе современной Греции и Албании. Когда в начале 19 века оттоманский губернатор Али-паша нарушил мирный договор с сулиотами (греко-албанским горным племенем) и напал на них, более 50 женщин вместе с детьми, отказываясь подчиняться завоевателям, исполнили свой смертельный танец. Напевая народные мотивы и пританцовывая, женщины сбрасывали детей в пропасть с горы Залонго и падали вслед за ними. Эта легенда распространилась по всей Европе и была увековечена в разных произведениях искусства. Сейчас на вершине этой горы, которая расположена на территории Греции, возведен памятный монумент.
Танцы с мечами
В Пакистане, Непале и некоторых районах Кавказа распространен обычай танцевать с саблями и мечами. Такие танцы входят в обязательную программу свадеб, юбилеев и важных праздников. В Индии и Пакистане с саблями танцевали на уличных ярмарках. По одному исследованию, эта традиция в юго-восточные страны пришла с острова Крит, где танцы с мечом были обязательной частью эллинистической культуры. Затем она распространилась практически по всей Европе, став важной составляющей боевых искусств. Однако в Османской империи такие танцы были запрещены, чтобы избежать случайных восстаний.