Детский психолог и просто мудрый человек Ли Солк утверждал: если можно было бы выделить одну родительскую задачу из всех возможных, она будет сводиться к максимальной реализации талантов ребёнка и овладению различных умений — для полноценной и счастливой жизни без родителя. Современным детям, купающимся в информационном потоке, как никогда необходимо умение не просто отделиться от помощи и опеки старшего поколения, но и «не потеряться» среди бесчисленного множества соблазнов, сохранить целостность мышления для продвижения к большим и маленьким целям. Для этого необходимы самоконтроль, внимание и сосредоточенность. MedAboutMe расскажет, как этому обучить своих детей.
Самоконтроль — это важно?
Почему в Японии с детьми после 15 лет общаются на равных и прекращают активные попытки воспитать? Потому что родители учитывают многовековой опыт, который гласит: период интенсивного воспитания закончен, начался период сепарации (отделения) от родителей, главной приметой которого будет определение своих границ, возможностей. Кто в свои 15-20 лет отказывался в чем-то нарушить родительский запрет?
Мы не можем контролировать своих детей 24 часа в сутки. Но мы можем научить ребёнка самоконтролю. И тогда он будет делать правильный выбор — как с родителем, так и без него.
Мы знаем, что ребёнку нужно смотреть телевизор не больше часа в день, и что для него полезны овощи. Но он будет выплевывать тушеное брокколи и искать пути обойти родительский контроль, чтобы посмотреть вожделенное. Он проявит недюжинную находчивость, не сомневайтесь. Подростки, вырвавшись на свободу, будут упиваться свободой (и пивом). Поэтому еще до наступления пубертатного возраста ребёнку необходимо «включить» самоконтроль.
Как «включить» самоконтроль малышу?
В первую очередь, не стоит повышать голос и вступать в конфликт из-за контроля: из вас двоих взрослый — вы, не стоит вестись на провокацию. Не позволяйте ребёнку управлять вами. Проявить решимость можно без криков и скандалов. Вы наделены определенной властью устанавливать границы и делать правила строже или мягче. Вспомните инспектора ДПС — ему не требуется кричать и что-то доказывать: он ведет себя спокойно и по-деловому, возлагая на вас ответственность за действия на дороге. Если ребёнок будет чувствовать, что родители его поддержат, даже если он отступится (в отличие от инспектора) — он будет им доверять. Только в таком случае можно научить ребёнка быть собранным и внимательным.
Учитывайте возраст. Чем меньше малыш, тем более доходчивыми и максимально простыми должны быть правила. Малыши быстро к ним привыкают и даже чувствуют дискомфорт, если про какие-то правила родители забывают, этим стоит воспользоваться.
С дошкольниками (детками до 7 лет) можно нарисовать схему, в которой будут отражены 3-4 обязанности на каждый день — в конце дня наклейте красивую наклейку или нарисуйте условный знак. Этим принципом, кстати, активно пользуются детские сады Японии — воспитатели при ребёнке клеят в специальный дневничок наклейки, чем ребёнок занимался в течение дня. Визуализация помогает ребёнку в переосмыслении проделанной работы, а также помогает зафиксировать результат. Ребёнок его видит и получает удовлетворение (психологи называют этот феномен подкреплением).
После достижения семи лет, ребёнка можно обучать самодисциплине. Присмотритесь к малышу, что ребёнок уяснил из ограничений, которые вы установили? Старается ли он исправлять ошибки или может утаить правду, чтобы избежать наказания? До тех пор, пока ребёнок не станет взрослым, защищайте его установленными правилами, но постепенно дайте ему возможность выбирать свои жизненные установки.
Простые шаги на пути к сосредоточенности
Если ваш ребёнок не собран, не внимателен, вы потеряли энтузиазм и испытываете негативные эмоции — вспомните, что детство вашего малыша пролетит очень быстро. Порадуйтесь этим мгновениям, похвалите себя, что вы справляетесь с тяжелыми родительскими обязанностями — они окупятся сторицей. Нам помогут советы и установки по борьбе с рассеянностью Люси Джо Палладино, крупного специалиста по проблемам расстройства внимания.
Образец для подражания школьнику?
Каждый раз, когда речь идет о собственном примере, в голове возникает идеальная картинка «не пить, не курить, при детях не выражаться». Однако современным родителям необходимо переосмысление. Если, например, мама сделала акцент на многозадачности, и вечером на кухне одновременно варит борщ, пытается слушать, как старший ребёнок делает домашние задания, а младший в соседней комнате строит башенки, — что видит школьник? Правильно, суету. Если младший закапризничает, мама стремглав бежит успокаивать малыша, игнорируя вопросы школьника по домашнему заданию — что он будет делать, чтобы привлечь внимание? Хныкать, как младший!
Чтобы с этим покончить, взрослому в первую очередь необходимо сосредотачиваться на одном деле! Не вскакивать, вспомнив о невыполненном деле по дому, а написать его на бумажке и доделать сперва начатое. Психолог Дэниел Гоулман приводит опыт нейрофизиологов: когда мы наблюдаем за действиями другого, активируются зеркальные нейроны, которые помогут и нам выполнять те же действия.
Измените привычный ход событий: если школьник сидит и делает уроки, ему нужна спокойная обстановка. Уделите младшему минут десять, пока он не увлечется играми и «пресытится» вашим вниманием до поры. Сядьте рядом со старшим и поделайте свою бумажную работу — распланируйте меню на неделю, подсчитайте семейный бюджет или проверьте почту. Если по поводу домашнего задания появляются вопросы, выслушайте со всем вниманием, помогите советом, но не решайте задание полностью, возвратитесь к выполнению собственного дела. Так вы постепенно приучите спокойно сидеть ребёнка за столом. Поддерживайте рабочий настрой и не забывайте: своим поведением вы влияете на ребёнка!
Поощрение внимания: не акцентируемся на рассеянности
Внимание родителя — большая ценность! Обращайте внимание на ребёнка, когда он прилежен, и он станет еще чуть больше стараться, чтобы заслужить его.
Незаметно наблюдайте за ребёнком: похвалите, если ребёнок корпит над домашним заданием, не отвлекаясь, когда заканчивает упражнения на одной стороне и переходит на другую — «горжусь тобой!», «ты моя умница», «так держать», «молодец, хорошо справляешься!» — принесите поощрительное яблоко или просто улыбнитесь. Хорошо, если ребёнок научится выполнять работу, а возникающие вопросы приберегать на потом — многие ответы могут найтись сами в процессе выполнения упражнений.
Обучите ребёнка «волшебным» словам
Поговорите с ребёнком о внимании и разберите «внимательные» слова, которые могут описывать не только состояние ума, но и поведение, настроение — описание наглядно покажет, к чему необходимо стремиться!
Какие слова используем:
- «внимательный» или «рассеянный»
- «принять» или «избегать»
- «дело» или «безделье»
- «собранный», «спокойный» или «вялый», «буйный»
- «зона концентрации»
Пусть ребёнок придумает и запишет на листике три способа, которые помогут ему сконцентрироваться в случае, когда он отвлечется или ему станет скучно. Напомните, что избегание какой-то обязанности не принесет облегчение, научите делать перерыв с вполне конкретным временем окончания — после этого нужно будет вернуться к работе!
Когда дети бросаются фразой типа «мне скучно!», перенесите на ребёнка ответственность за их скуку, покажите, что они вполне могут изменить ситуацию: «Что ты можешь сделать, чтобы было интересно?»
Кроме того, к словам, которые обладают волшебным действием, относятся все настраивающие на позитивный внутренний диалог. Ребёнка необходимо научить нужным словам, которые помогут ему преодолеть сложности: «я не глупый — я учусь на своих ошибках», «я очень расстроен, но я уже достаточно взрослый, чтобы исправить положение», «мне нужно успокоиться и я все вспомню». Помним о собственном примере: не стоит говорить про себя, например, «я забывчивый», чтобы ребёнок не повторял за вами деструктивные выражения.
Границы, еще границы!
Следите за тем, чтобы ребёнок достаточно высыпался и придерживался режима дня (ложился и вставал примерно в одно и то же время), чтобы смотрел телевизор не более часа-двух в день. Если ребёнок еще мал (дошкольник, младшая школа), ему необходимо напоминать: «на сегодня хватит, пойдем во двор», «пора головке отдохнуть». А вот старших уже необходимо учить самодисциплине:
- Говорите ребёнку, как вы гордитесь, когда он выключает телевизор и считает, что ему достаточно
- Обсудите с ребёнком, сколько времени и когда он считает для себя приемлемым проводить перед голубым экраном, чтобы сам мог себя контролировать. Пусть ребёнок сам выберет себе способ самоконтроля или даст себе слово. Как утверждают детские психологи, это работает волшебным образом.
- Что касается видеоигр и социальных сетей, психологи настаивают на том, что родители должны держать ситуацию под контролем.
Кроме достаточного сна и ограничения использования цифровых технологий, для развивающегося мозга важны все хорошие привычки, помогающие сосредоточенности — здоровое питание, поддержание хороших отношений с друзьями, высокая физическая активность.
Вера в ребёнка способна совершить чудеса!
Порой современных мам захватывает дух соперничества, все хотят, чтобы их ребёнок был лучшим, «лучше всех!»
И если родители видят, что малыш в чем-то отстает, или просто рассеян и мечтателен — они начинают очень волноваться. А уж если ребёнку официально поставлен диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — и вовсе начинают мучиться. Л.Д. Палладино утверждает: для родителей очень важно, с одной стороны, оказать помощь специалиста, а с другой — поверить в ребёнка ради него самого. Ведь именно из этой веры рождается собственная уверенность ребёнка в своих силах.
Проанализируйте, какие навыки необходимо развить ребёнку, чтобы побороть слабости. Проследите, как вы отзываетесь об успехах ребёнка в его присутствии. Обращайте внимание на усилия ребёнка, таланты и сильные стороны. Вера близкого человека — то, что поможет справляться с проблемами, внутренними демонами и придаст дополнительные силы.