Между родителями и педагогами не утихают споры: как лучше воспитывать ребёнка — в строгости или свободном самовыражении? В настоящее время приверженцев свободного воспитания становится все больше. Дети, благодаря ему, по мнению родителей, растут творческими, раскрепощенными, уверенными в себе, не боятся трудностей и выражения мыслей. Что способствует этому? Безусловное принятие мнения ребёнка почти с самого рождения? Отсутствие критики и ограничений? Что делать, когда ребёнок нуждается в конструктивной критике? Плюсы и минусы свободного воспитания, его влияние на детскую личность — в данной статье.
Любовь к ребёнку
Самое главное, что нужно получать детям от родителей — это любовь. О ее важности не перестают говорить детские психологи и педагоги. Необходимость любви отмечается еще до рождения малыша — в перинатальном периоде. Именно тогда, мать, уже передает ребёнку импульсы своего тепла, заботы и у него есть все, чтобы полноценно расти и развиваться.
Любители воспитывать ребёнка свободно — не ставить ему ограничений, не говорить слово «нет», позволять все, что он попросит — называют такое поведение любовью. Однако, стоит разобраться, что на самом деле является ею. Любить ребёнка это:
- чувствовать ответственность за его здоровье и поведение до определенного возраста. Например, до того момента, пока в нем не начнет просыпаться личное «я», которое захочет независимости. Здесь родителям лучше немного отойти в сторону, чтобы ребёнок смог познакомиться с собой. Первый период такого знакомства наступает в трехлетнем возрасте, позже — в подростковом;
- воспитывать ребёнка, заботясь о его всестороннем развитии. Например: обращать внимание не только на его свободное самовыражение, ход мыслей, признание чувств, но, также на становление сильных качеств характера, таких как терпение, воля, самостоятельность, находчивость, стрессоустойчивость;
- следить за тем, чтобы самооценка ребёнка была не заниженной, но и не завышенной. Как правило, дети, которые воспитываются свободно — им позволяется все, что они захотят или попросят — имеют склонность думать о своей личности в таком ключе, который противоречит объективности. От этого у них могут быть сложности с установлением отношений с окружающими — неподтвержденная, ложная амбициозность, напускная беспечность, высокомерие, заносчивость могут стать ярко выраженными чертами детского характера.
Что чувствуют дети?
Дети, которые воспитываются лишь на принципах свободы самовыражения и вседозволенности, на самом деле, испытывают много скрытой тревоги. Чего она касается?
- Самооценки. Ребёнок чувствует свою уникальность и неповторимость, однако, не имеет близких друзей. Люди вокруг него понимают, что его уверенность является лишь оболочкой, а что под ней — никому неизвестно.
- Они не могут ощущать себя в безопасности почти с самого рождения. Ребёнок, свободно отправленный «в плавание» под названием «Жизнь», нуждается в помощи и поддержке со стороны родителей. Ему необходимо, чтобы они рассказали и показали ему «что такое хорошо» и «что такое плохо», останавливали, когда он переходит границы в отношениях и общении, учили принимать и говорить слово «Нет». Если он не получает этого от родителей, то не может чувствовать себя в безопасности, потому что, в случае получения отрицательного опыта, не знает, как следует себя вести.
Родители, которые выступают «за» свободное воспитание, должны задуматься над тем, что, таким образом, они делают процесс взаимодействия с ребёнком односторонним, и, как следствие, лишают его чего-то очень важного. Поэтому взрослым стоит рассмотреть систему воспитания «поближе», чтобы взять из строгости и свободы самые полезные принципы, правила и убеждения. Только так можно достичь «золотой середины» и дать ребёнку возможность развиваться полноценно, со всех сторон.
Плюсы строгого отношения к ребёнку
Прежде чем говорить о пользе строгости в семье, нужно отметить, что ею не является.
Унижение личности ребёнка;
- насилие в отношениях — эмоциональное и физическое;
- грубые слова в адрес детей, критика, которая затрагивает качества личности, причиняет боль, заставляет сомневаться в собственной адекватности;
- игнорирование ребёнка, когда он провинился, в качестве наказания;
- ограничение физической свободы;
- постоянное сравнение с собой в детстве или другими детьми;
- отсутствие понимания детских чувств;
- отстраненное, холодное, равнодушное отношение.
Все эти процессы не имеют отношения к любви или строгости, не идут на пользу, а являются теми самыми «цепями», которые сковывают детскую личность, снижают самооценку, лишают уверенности, учат не доверять родителям.
Строгое отношение является неотъемлемой частью формирования границ — это то самое, без ничего нельзя обойтись, занимаясь воспитанием. Строгость со знаком «плюс» это:
- воспитание в детях ответственности с помощью понимания ими того, что, за каждый преднамеренно совершенный проступок, они будут нести наказание. Это научит ребёнка «держать себя в рамках», понимать границы других людей и защищать свои;
- демонстрация родительского авторитета и требования к детям уважать и признавать его;
- умение взрослых твердо и уверенно говорить «нет». Только наблюдая за этой способностью, ребёнок научится делать так же. В обратном случае, он может вырасти слишком мягким, ведомым и зависимым от чужих желаний человеком;
- требовательность родителей к ребёнку в отношениях всего, что касается его личной жизни и окружения. Дети должны с малых лет приучаться заботиться о себе и своем личном пространстве: чувствах, теле, внешнем виде, рабочем столе, одежде, игрушках, учебных принадлежностях, порядке в детской комнате. Привыкнув к этому, им будет гораздо легче структурировать свою жизнь и деятельность в будущем;
- контроль жизни ребёнка до определенного возраста. Любовь к детям включает в себя необходимость быть в курсе событий, которые происходят в их жизни. Это необходимо не для того, чтобы вносить в эту жизнь что-то свое, а ради детской безопасности и умения поддержать в нужный момент.
Свободное воспитание хорошо тогда, когда оно сочетает в себе способность ставить и соблюдать границы, принятие и понимание чувств ребёнка, умение не ограничивать творческое начало, а направлять его в нужное русло. Бережное отношение к детям, демонстрация родительского авторитета, способность не мешать учиться жизни, однако, успеть вовремя прийти на помощь или оказать поддержку — то, чему стоит научиться взрослым, которые желают не загубить детский талант, но, также и понимают важность формирования ответственности и самостоятельности.